18 февраля 2020

Почему в Германии 14 лет не могут достроить столичный аэропорт

Долгострой под Берлином: ошибки строителей или «распил» бюджетных средств? Этим вопросом задаются многие немцы.

Ситуация все чаще расценивается как национальный позор. Когда туристы впервые прилетают в международный аэропорт Шенефельд в Берлине, они искренне удивляются, это действительно Германия?

Особенно контрастно смотрится старый германский аэровокзал в сравнении, к примеру, с роскошным Шереметьево.

Однако вкладывать средства в реконструкцию старого аэропорта Германия посчитала бесперспективным, так как в августе 2006 года с помпой началось строительство берлинского аэропорта Берлин-Бранденбург имени Вилли Брандта (BER).

Прошло уже 14 лет, но его в эксплуатацию так и не сдали. Тем временем, пассажиропоток настолько вырос, что теперь речь идет о том, что необходимы оба аэропорта: старый и пока недостроенный.

При этом многие уже сомневаются, что новый аэропорт вообще удастся сдать в эксплуатацию. Десятки тысяч строительных «недоделок» мешают реализовать престижный проект.

Жители Германии, налогоплательщики, чьи деньги, как в черную трубу улетают в долгострой, уже не верят, что он когда-то будет достроен. Его открытие переносят уже в шестой раз. На этот раз на осень 2020 года, только в это, разумеется, уже никто не верит.

Поговаривают, аэропорт легче снести, чем доделать. Еще бы, толку от него никакого, а убытки составляют примерно 500 миллионов евро в год.

Почему так получается? Где немецкая педантичность и пунктуальность? Как-то, не по-немецки все получается. Есть мнение, и оно подкреплено многими судебными разбирательствами, что долгострой возник искусственно – для расхищения бюджетных средств.

Но по мнению сената Берлина, создавшего комитет по расследованию проблем со строительством аэропорта, речь идет «о коллективной утрате чувства реальности».

Что это на деле означает? Во-первых, вдруг выяснилось, что проектировщики ошиблись в расчетах, аэропорт будет мал. Потом обнаружилось, что система пожарной безопасности строилась без согласования и по сути не работает.

Привлеченная к исправлению ошибок компания Siemens пришла в ужас от увиденного и не стала брать на себя ответственность. В третьих, электрическая система не имеет схемы, как и пожарная, поэтому никто не знает, где отключить, к примеру, свет, когда он горит не переставая.

Даже таблички, указывающие предназначение многочисленных помещений, не соответствуют нормативам, их надо полностью переделывать.

Перечислять можно долго, что сделано не так. Все – не так. И стоимость проекта от первоначального в 600 миллионов евро возросла до 8 миллиардов.

Кроме того, пока аэропорт введут в эксплуатацию, устареет его информационная система — она также потребует обновления и дополнительных средств.

Но и где же те умные головы, что допустили такое, с кого спрос?

За время строительства уже четырежды поменялись его руководители Бывшего технического директора удалось наказать за взятки на общую сумму около полумиллиона евро. Бывший главный инженер системы противопожарной безопасности оказался не дипломированным инженером, а просто чертежником.

Суды над застройщиками продолжаются до сих пор. Выясняются все новые обстоятельства, кто и кому давал взятки, какие фиктивные чеки выписывались, и на что завышалась стоимость. Получается, что престижный проект превратился в огромную «кормушку» по распилу бюджетных средств.

При этом действующий аэропорт «Шенефельд» был основан в 1946 году, когда советскую авиацию перебросили с аэропорта Йоханнисталь в Шенефельд. И в том же году «Аэрофлот» приступил к регулярным рейсам в Шёнефельд. На следующий год началось строительство в Шёнефельде гражданского аэропорта. Это была грандиозная «молодежная стройка». До 1990 года аэропорт несколько реконструировали, он был центральным аэропортом ГДР и должен был обслуживать до 18 млн пассажиров в год.

Еще один действующий старый аэропорт в Берлине — Тегель был открыт в 1948 году на территории западной оккупационной зоны Берлина. Его построили буквально за три месяца. И до сих пор это старое сооружение работает. Даже пользуется большим спросом у туристов в особенности, потому что расположен аэропорт в удобном месте, близко к центру Берлина и в 20 минутах на такси от знаменитых Бранденбургских ворот.

25 июня 2025

Древнейшие гарпуны: как 90 тысяч лет назад люди учились ловить рыбу

Станислав Дробышевский, российский палеоантрополог, кандидат биологических наук и популяризатор науки с МГУ, раскрывает, как древние люди учились добывать рыбу и морепродукты, превращая рыбалку в искусство выживания. Погрузитесь в историю, где костяные гарпуны и крючки из раковин открывали путь к освоению океанов, и узнайте, почему рыба может стать ключом к нашему будущему!

Задолго до появления современных удочек и сетей наши предки уже мастерски орудовали гарпунами, вылавливая гигантских сомов в реках Африки. Удивительно, но эти костяные орудия почти не отличаются от современных!

Рыбалка — это не просто хобби, а занятие, уходящее корнями в глубокую древность. Около 90 тысяч лет назад, в месте под названием Катанда (Республика Конго), люди уже научились ловить рыбу с помощью сложных орудий — костяных гарпунов.

Эти находки, обнаруженные археологами, поражают своей продуманностью: зазубренные края и бороздки для крепления веревки делали гарпуны невероятно эффективными. Представьте: в тропическом лесу, где охота на крупных животных была затруднена, люди нашли способ добывать пищу из реки, вылавливая сомов длиной до полутора метров!

Читать далее

ГМО: почему бояться не стоит?

Генно-модифицированные организмы вызывают споры, но ученый Константин Северинов объясняет, почему страхи вокруг ГМО необоснованны

ГМО — это организмы, чей геном изменен для улучшения свойств, например, устойчивости к вредителям или повышения урожайности. Северинов подчеркивает, что такие продукты проходят строгие проверки на токсичность, как и любая другая еда, будь то яблоки или грибы.

Мифы о том, что ГМО изменяют человеческий геном, не подтверждены наукой. Пища, которую мы едим, переваривается, а ее ДНК не встраивается в наш организм. Северинов приводит пример: мы едим мясо и овощи, содержащие ДНК, но это не делает нас «огурцами» или «свиньями».

Читать далее

Генетические тесты: гороскоп или наука?

Генетические тесты обещают раскрыть тайны вашей ДНК, но насколько они точны? Константин Северинов называет их «генетическими гороскопами»

Генетические тесты могут выявить носительство мутаций, связанных с заболеваниями, но их развлекательная часть — вроде предсказаний о талантах или склонности к спорту — часто не имеет научной основы. Северинов сравнивает такие тесты с гороскопами: они дают общие утверждения, в которые легко поверить.

Тесты анализируют геном, сравнивая его с эталонным, и находят до 3000 отличий, которые делают каждого уникальным. Однако предсказания о сложных чертах, таких как интеллект, ненадежны, так как зависят от множества факторов. Северинов советует относиться к ним скептически и консультироваться с врачами для медицинских выводов.

Читать далее

Ген красоты: правда или вымысел?

Многие верят, что красота передается по наследству через гены. Но что говорит наука? Генетик Константин Северинов развенчивает мифы.

Сгенерированная иллюстрация по промту редакции АНДРЕЙ БЕЛЫЙ | ТУАПСИНСКИЕ ВЕСТИ

Красота — это субъективное понятие, которое сложно измерить объективно. Северинов подчеркивает, что гены действительно влияют на внешность, но нет никакого «гена красоты», который можно выделить.

Генетика изучает наследуемые признаки, такие как цвет глаз или форма носа, но их восприятие как «красивых» зависит от культурных и социальных норм. Так что мечты о генетическом рецепте красоты остаются фантазией.

Читать далее

Ген бедности? Ученые развенчивают мифы о наследственности

Существует ли ген, который обрекает человека на бедность или глупость? Доктор биологических наук Константин Северинов объясняет, почему такие утверждения — не более чем мифы.

Сгенерированная иллюстрация по промту редакции АНДРЕЙ БЕЛЫЙ | ТУАПСИНСКИЕ ВЕСТИ

Генетика — это наука о наследуемых признаках, но социальные характеристики, такие как бедность или успех, не имеют четкой генетической основы. Северинов в подкасте «Куджи» отмечает, что подобные черты чаще являются социальными конструктами, а не результатом работы генов.

Чтобы доказать наличие «гена бедности», нужно провести сложный эксперимент: скрестить людей с определенными признаками и проследить за потомством. Однако это практически невозможно, так как бедность зависит от множества внешних факторов, а не только от генетики.

Читать далее

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с политикой обработки персональных данных и использованием файлов cookie. Подробнее