Vip – авто за 10 миллионов, мебель, инкрустированная золотом, сувениры из бивней мамонта, элитный алкоголь по немыслимым ценам – чего читать дальше

Копия news_7750

Vip – авто за 10 миллионов, мебель, инкрустированная золотом, сувениры из бивней мамонта, элитный алкоголь по немыслимым ценам – чего только не покупают за бюджетные средства иные губернаторы и чиновники. Вернее, пытаются покупать. Общественные контролеры проекта ОНФ «ЗА честные закупки» прилагают все усилия, чтобы остановить разбазаривание государственных денег. Об этом – эксклюзивное интервью с руководителем проекта, нашим земляком Антоном Геттой.

[quote style=»boxed»]Чем кончается расточительство, вы знаете. Губернатор Сахалина теперь за решеткой. Первыми привлекли внимание к его преступной деятельности активисты «ЗА честные закупки».[/quote]

Сразу два громких в масштабах России события марта связаны с именем Антона Гетты – скандальная отставка и уголовное дело губернатора Сахалинской области Александра Хорошавина и Всероссийский форум-выставка «Госзаказ – ЗА честные закупки». Антон Гетта – руководитель проекта ОНФ «ЗА честные закупки», взрывающий общественное мнение выступлениями на центральных каналах телевидения, сегодня дает интервью «Туапсинским вестям».

Госзаказа на роскошь не будет?

– Антон, расскажите о задачах и целях работы проекта ОНФ «ЗА честные закупки». Речь идет, как мы понимаем, о народном контроле бюджетных трат?

– Проект ОНФ «ЗА честные закупки» запущен с 1 сентября 2013 года по указанию Президента России и лидера Народного фронта Владимира Путина. Это открытая площадка для борьбы с коррупцией, расточительством и неэффективным использованием бюджетных средств в сфере госзакупок и закупок государственных компаний. Мы начали свою работу с анализа закупочных процедур, в первую очередь тендеров по приобретению предметов роскоши для чиновников. С ноября 2013 года составляется «Рейтинг расточительности» – своеобразный антирейтинг, куда попадают закупки дорогих автомобилей, подарков, авиачартеров, предметов роскошной мебели и др., приобретаемых госзаказчиками.

И результат появился сразу – после обнародования фактов расточительства многие ведомства, попавшие в рейтинги, корректировали или отменяли тендеры.

Наши активисты работают по всей стране. Наша задача – продолжить формирование массового общественного контроля в сфере бюджетного заказа, создать целую армию общественных контролеров. Цель – эффективное, экономное, целевое использование бюджетных средств.

– Но разве это уже не заложено в саму процедуру госзаказа?

– Казалось бы, да, для этого созданы условия – каждый рубль, который планируется потратить из бюджета, должен пройти через контракт, через госзакупку, т.е. выставлен на электронную площадку – на всеобщее обозрение. Но, тем не менее, этого регулирования оказалось недостаточно.

Общий объем закупок в федеральной контрактной системе в 2014 году составил примерно 23,8 трлн. рублей, что равняется около 33,5 % от ВВП. Иными словами, каждый третий российский рубль проходит через систему госзакупок.
Вместе с тем, по данным Счетной палаты РФ, в прошлом году каждый 15-й рубль в системе госзакупок тратился с нарушениями или уходил «налево» – свыше 1,43 трлн. руб.

Мало того, за минувший год общими усилиями экспертов и интернет-пользователей проекта ОНФ «ЗА честные закупки» удалось выявить 390 сомнительных закупок на общую сумму 160 млрд. руб., из них 52 закупки на сумму 41 млрд. руб. были отменены.

– А кто вообще решает, какие траты необходимы, а какие расточительны? Сколько денег можно потратить, к примеру, на ремонт, или машину, или мероприятия, а сколько – нет?

– Эта тема была одной из главных на Форуме «Госзаказ – ЗА честные закупки» – 2015, который в этом году прошел под нашим трендом в середине марта в Москве. В том- то и дело, что до сих пор нет такого главного инструмента регулирования бюджетных трат, как нормирование закупок. Минэкономразвития пока не представило внятных критериев. Если бы они были, общественники уже давно не гонялись бы за закупками роскоши, они по нормам не прошли бы. Да, существуют проекты постановлений Правительства РФ по нормированию, но они все обсуждаются, хотя должны были вступить в силу сначала с 1 января 2014 года, потом с 1 июля, потом с 1 января 2015 года. Теперь срок передвинут до 2016 года.

Не понятно, почему министерство так затягивает. Остается только представить, сколько миллионов бюджетных средств можно было бы сэкономить, если бы четкие критерии вступили в силу. Но мы будем добиваться ускорения процесса.

– Вы говорите – общественные контролеры, наши активисты на местах. То есть ваш проект «ЗА честные закупки» опирается на неравнодушных людей по всей России?

– Совершенно верно. Наша сверхцель и сверхрезультат – создание армии общественных контролеров. Понятно, любая армия должна быть вооружена. Мы создаем на своей площадке всё новые инструменты для автоматизации и упрощения этого контроля.
Пример. По итогам 2014 года на Сайте опубликовано почти 4 млн. закупок по 44-ФЗ и 223-ФЗ. Исходя из опыта работы проекта «ЗА честные закупки», для проверки одной закупки на предмет сомнительности одному контролеру нужен хотя бы час работы. Это очень быстрому контролеру. Значит, на мониторинг всех закупок 2014 года ему понадобилось бы 4 млн. часов – более 450 лет без сна, перерывов и выходных. Сколько нужно общественных контролеров, чтобы покрыть этот объем? Более 1,2 млн. человек. Это примерная численность Вооруженных сил России.
Потому и говорю – армия.

Рейтинг расточительности – это антирейтинг

– И получается – вести конструктивный диалог? Как реагируют на ваше вмешательство те, кто уже решил потратить деньги именно на это, на роскошь, на тендер выставил?

– Вы знаете, получается. Повторю, главное – не чья-то кровь, а результат.
Свежие примеры.
Активисты ОНФ Новосибирской области усомнились в целесообразности расходования 3 млн. рублей на проведение банкетов и обедов в аппарате губернатора Новосибирской области. Именно такую сумму управление делами главы региона выставило 4 марта 2015 года на сайте госзакупок. Как не усомниться, в перечне блюд – волованы с лососевой икрой, каре ягненка стоимостью 928 рублей, апельсиновый твиль по 732 руб, трюфели в кедровых орехах, кубики из языка с каперсами – всего не перечислишь. А также виски, срок выдержки не менее 18 лет, стоимость 13 тыс. 475 руб за бутылку и многое другое. Активисты указали на расточительность закупки – и губернатор Новосибирской области Владимир Городецкий отменил конкурс, закупка снята.

Удмуртские фронтовики – активисты проекта ОНФ «ЗА честные закупки» добиваются отмены конкурса на приобретение ОАО «Концерн «Калашников» автомобиля Lexus LX 570 стоимостью 10 млн. руб. 51 % контрольного пакета акций ижевского предприятия принадлежат государственной корпорации «Ростех», и активисты настаивают не тратить государственные деньги на такой роскошный автомобиль.

Благодаря вмешательству Московского штаба ОНФ департамент топливно-энергетического хозяйства Москвы отказался от закупки на аренду автомобиля за 6,1 млн. руб.

– То есть, чиновники понимают, что закупки под контролем, и отказываются от таких безумных трат?

– Не так быстро… Одни понимают, но появляются, увы, новые, как вы говорите, поразительные примеры. Так, лидером нового рейтинга расточительности стал Ямало-Ненецкий автономный округ. Управление делами правительства региона разыгрывает два тендера на оказание в 2015 году услуг по воздушным перевозкам на 300 млн. руб. Эта сумма стала абсолютным рекордом для рейтингов расточительности .

 Копия radial-stainless-steel

 

Бойся данайцев, дары приносящих

– Антон, перед каждым праздником, особенно перед Новым годом, вы поднимаете темы трат на корпоративы и подарки. Наверное, каждый, кто видел передачи по ТВ с вашим участием, в шоке от аппетитов некоторых ведомств.

– Ну да, когда ОАО «РЖД», например, выставляет на закупки 53,6 млн. руб. на корпоратив, размах впечатляет. Наши активисты такого не пропустят. Но если сравнивать встречу 2014 года и 2015-го, то сразу видно – в результате контроля общественности они значительно снизились. И все же примеры есть.

После вмешательства активистов проекта «ЗА честные закупки» в Югре Федеральное казенное учреждение «Центр хозяйственного и сервисного обеспечения УМВД РФ по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югра» отказалось от закупки подарков на сумму 8,47 млн. руб. А хотели порадовать сотрудников за счет государства сувенирами из бивней мамонта(!), картами Югры – с патиной и золотом, золотыми часами, смартфонами и т.д. Вообще «тема подарков» действительно потрясает. Правительство Свердловской области захотело приобрести целое стадо… бронзовых баранов по 6 тыс. руб за единицу. МУП Министерства внутренних дел РФ «Рыбинское» решило подарить сотрудникам радар-детекторы по 4 тыс. руб. за штуку. Зачем полицейским устройство по «обнаружению полицейских устройств», применяемых в качестве защиты от штрафов за превышение скорости? Остается только догадываться.

Но, как я уже говорил, траты чиновников и компаний с госучастием на новогодние подарки для своих сотрудников по сравнению с прошлым годом значительно снизились. В этом году было проанализировано более 150 закупок на общую сумму 35 млн. руб., тогда как в прошлом году только 8 самых расточительных закупок подарков и сувениров превышали сумму 75 млн. руб. В закупках 2014 года в четыре раза по сравнению с предыдущим уменьшилось количество тендеров на новогодние корпоративы за госсчет.

…До отставки и скамьи подсудимых

– Мне кажется, после обнародования таких примеров, даже если закупки успели отменить, репутация ответственных лиц сильно пострадала.

– Президент России, лидер ОНФ Владимир Путин очень хорошо сказал на втором «Форуме действий» народного фронта: «Именно гражданский контроль стал той силой, которая помогла чиновникам реально задуматься о своей репутации, о том, что мнение общества – это опасная вещь, потому что расточительство, а порой откровенное мздоимство и воровство не останутся незамеченными.

– Расточительность вообще опасна, тем более если расточаются казенные деньги. Стоило войти во вкус, например, тому же губернатору Сахалинской области Александру Хорошавину – и вот он за решеткой. А ведь ваш проект «ЗА честные закупки» первым обратил внимание на непомерные расходы сахалинских властей? И об этом на втором «Форуме действий» тоже говорил Путин.

– Все началось с выявленной активистами ОНФ попытки приобрести «Мерседес» за 8 млн. руб. в конце 2013 года. Эта закупка не прошла, зато вслед выставились закупки двух автомобилей Toyota Land Cruiser 200 на 6,8 млн. руб, двух вертолетов на 980 млн. руб., а также строительство гаража для правительства Сахалина на 280 млн. руб. На сигналы наших «фронтовиков» власти Сахалина адекватно не реагировали, уроков не извлекли. Наоборот, ответы их по содержанию и тону были просто вызывающими. И они продолжали оставаться рекордсменами трат в рейтингах расточительности.

Позднее активисты проекта «ЗА честные закупки», выяснили, что размер расходов на ремонт правительственного здания Сахалинской области в 2013–2014 достигает 850 млн. рублей. Так, на ремонт зоны губернатора пошло 49,7 млн. рублей, и как выяснилось, еще 25 млн. на облицовку ценными породами, дерева, плиткой, мебели приобретено на 55 млн. рублей (один стол стоит 1,4 млн. руб., диван – полмиллиона, мебель инкрустировалась орехом и золотом). Шторы стоили 1,5 млн. руб. Понадобился даже интеллектуальный унитаз с пультом управления и гидромассажем и феном (Его стоимость равноценна ремонту двухкомнатной квартиры для ветерана войны). По подсчетам экспертов ОНФ, возможная экономия позволила бы переселить из аварийного жилья более 600 жителей Южно-Сахалинска.

В конце концов, ОНФ направил запрос в Счетную палату с требованием провести комплексную проверку бюджетных закупок на Сахалине.

Чем это кончилось – вы знаете. Александр Хорошавин за решеткой. Но привлекли внимание к его преступной деятельности наши общественные контролеры. Его счета и недвижимость арестованы, во время обысков изъяты предметы немыслимой роскоши. Да, он обвиняется в коррупции, в получении взятки. И он может получить 15 лет тюрьмы. Если брать менее громкие дела – ранее отправлен в отставку губернатор Челябинской области Михаил Юревич, поводом к чему стала в том числе критика активистов ОНФ в связи с оплатой личной охраны губернатора за счет бюджетных средств на сумму 109 млн. руб. Губернатор критику проигнорировал, итогом стала отставка.

А губернатор Новосибирской области Василий Юрченко был заподозрен в неоднократных нарушениях антикоррупционного законодательства. И тоже отправлен в отставку. Объектом критики стал также брянский губернатор Николай Денин, и он тоже покинул свой пост.

Асфальт – на мороз, деньги – на ветер

– Антон, ведь ваши активисты не только, как вы сказали, «гоняются за роскошными закупками». На что еще они обращают внимание, анализируя размещенные на сайте госзакупок конкурсы и тендеры?

– Я повторюсь, возможно: главная цель работы проекта «ЗА честные закупки» – эффективное, рациональное использование каждого бюджетного рубля. К сожалению, пока есть много примеров, когда, планируя и выставляя заказы, чиновники об этом, мягко говоря, забывают.

Назову самые распространенные. Эксперты выявили этой зимой 30 закупок в регионах и муниципалитетах на общую сумму 74,7 млн. рублей, в которых предусмотрена укладка асфальта… в мороз и дожди. Так вот, считай, эти деньги пойдут прахом, потому что по СНиПам (и здравому смыслу) асфальт надо класть при температуре не ниже 10 градусов и в сухую погоду. Рекорд – у ГКУ «Управление автодорогами Республики Саха (Якутия)». Три закупки – на 33 млн. 293 тыс. руб., срок исполнения 10 дней – и минус 30 градусов все эти дни! А в статусах контрактов значится – «исполнение завершено». И таких «асфальтирований» в зимнюю стужу, когда люди катки заливают. Не жалко денег?

Еще, но из другой темы. ФГБУЗ «Центр крови Федерального медико-биологического агентства» с 2011 по 2014 год потратило на техническое сопровождение единой базы данных службы крови России 1,6 млрд. рублей. Как выяснилось, средства ушли на доработки устаревшей системы. Эксперты изучили вопрос, и оказалось, что за меньшие деньги можно было внедрить новый программный продукт, отвечающий всем современным требованиям.

«Популярная» тема: «распихивание» неосвоенных бюджетных средств в последние недели года. Оренбургская станция переливания крови, например, провела тендер в декабре 2014 года на поставку товара на 19,9 млн. рублей. И обязала поставщика предоставить товар до 25 декабря – на четыре дня раньше, чем был заключен контракт (29 декабря). А когда тендер неожиданно выиграл не «свой», запланированный поставщик (а как иначе получить товар на деле, т. е. в более поздние месяцы?), а «чужой», его же и обвинили в недобросовестности «в связи с несоблюдением сроков поставки». Однако понятно, что эксперты встали на сторону поставщика.

Еще? Аффилированные с властью поставщики. Участвуют часто «свои да наши», а остальные уверены – тендер все равно не выиграть. Покончить с практикой госзакупок у аффилированных с властью структур – это тоже наша цель, и активисты ведут анализ закупок на аффилированность, в том числе по линии родственников. Близко к этой теме и привлечение к участию в тендерах малого и среднего бизнеса. Сверхактуальная тема – импортозамещение. В требованиях к закупкам, не поверите, до сих пор указываются иностранные производители, даже при наличии российских аналогов. Или вносятся такие пункты, чтобы российский производитель заведомо не прошел. Например, последний эпизод: государственное учреждение культуры «Поклонная гора» г. Москва упорно покупает шведские и финские детские площадки. Хотя наши, подобные, в разы дешевле!

Трендом стало выявление фактов приватизации государственного и муниципального имущества. Активисты и эксперты обнародуют случаи продажи муниципалитетами объектов госсобственности по заниженной стоимости. Эксперты ОНФ обратили внимание власти и общества на то, что в результате таких распродаж государство ежегодно теряет колоссальные бюджетные средства. Например, одна из старейших киношкол России – Ростовская киностудия была продана за 53,8 млн. руб., потери бюджета в этом случае составили около 128 млн. руб.

Отделение ОНФ в Челябинской области предало огласке факт проведения конкурсных процедур по выставлению на торги помещений общеобразовательного учебного учреждения в г. Златоусте. По результатам прошедших торгов победителю досталось здание общей площадью 1 тыс. 670,8 кв.м за 213 тыс. руб. Таким образом, цена 1 кв.м составила всего 127 руб. 48 коп.

Глава города Вячеслав Жилин признал нерациональность данной сделки и выразил готовность вернуть ситуацию к исходной точке.
В Хабаровском и Пермском краях и Тамбовской области были обнаружены 4 объекта, которые были сначала проданы за бесценок, а потом выставлены на коммерческих сайтах в несколько раз дороже.

Мы добиваемся, чтобы торги имуществом были переменены с «молоточного» на электронный вид, по аналогии с госзакупками, что повысит прозрачность и конкурентный спрос.

«Кошачья верность» как учебное пособие

Копия xq8rZQ9JU7g

– Антон, послушайте, чтобы разбираться во всем этом, ваши, как вы называете, активисты и фронтовики должны не только иметь гражданскую позицию, но быть настоящими «профи». Где же этому учат?

– Ну, во-первых, многие из наших коллег как раз и являются такими экспертами. До появления площадки ОНФ они в основном были такими энтузиастами-одиночками, пытавшимися что-то изменить на уровне своего региона. ОНФ помог им объединиться в единый кулак, их основным инструментом работы стал наш портал зачестныезакупки.онф.рф.

На нашем сайте для новичков есть специальный раздел Wiki – тыринг, где каждый может узнать о нарушениях и коррупционных схемах, которые используют заказчики. Мы все время внедряем более совершенные механизмы и инструменты поиска сомнительных закупок, удобные, простые. Продвинутые активисты имеют доступ в закрытую часть, могут устанавливать фильтры закупок – по сумме, региону, наименованию и т.д. Мы создаем на сайте некий «котел», куда предлагаем всем, кто не может в силу отсутствия юридических знаний написать жалобу в ФАС, добавлять сигналы о сомнительных закупках. Они занимаются тем, чем хотят и умеют. А организации и партнеры, продвинутые пользователи, зарегистрированные у нас на сайте с правом доступа к этой закрытой информации, вместе с нами модерируют закупки и пишут жалобы в ФАС и т.д. Это объединяет усилия экспертов и простых граждан.
Мы провели – и будем проводить – вебинары для разъяснения работы системы госзаказа.

Конечно, мы организуем много личных встреч. На форуме «Госзаказ – «ЗА честные закупки» специально для актива мы презентовали новое пособие – «Серую книгу Остапа Бендера». Это практическое издание для выявления сомнительных закупок. Интересно, что книга стилизована под дневник великого комбинатора Остапа Бендера. Она содержит описание всех схем «сравнительно честного обогащения» за государственный счет. Почитайте – все очень просто и понятно. Например, глава «Кошачья верность». Это как раз о том, когда закупка выставляется с такими требованиями, что получить ее может только совершенно определенный поставщик – за определенные «бонусы», разумеется. Конечно, в книге показано, как предотвратить данные схемы.

Народный контролер – не враг, а помощник

Проект добился главной цели – вызвал интерес граждан к проблеме эффективного расходования бюджетных средств на всех уровнях и заставил госзаказчиков реагировать на критику ОНФ. Люди поверили, что ОНФ – та площадка, на которой решаются проблемы, и общественный контролер – не враг заказчика, а его помощник.

С начала работы проекта, с сентября 2013 года, выявлено 532 сомнительные закупки на сумму около 168 млрд. рублей, отменено 116 закупок почти на 46 млрд. рублей, устранено нарушений в 86 закупках на 103 млрд рублей. Президент поставил задачу ежегодно снижать издержки и неэффективные траты бюджета не менее чем на пять процентов в реальном исчислении. Мы продолжим работу по мониторингу тендеров и опубликованию случаев сомнительных закупок и нарушений закупочного законодательства. Как показывает практика, гласность – лучшее средство против разбазаривания государственных денег.

[box type=»info» size=»large» style=»rounded» border=»full»]

Из досье «Туапсинских вестей»

Антон Александрович Гетта

Руководитель проекта Общероссийского Народного фронта «ЗА честные закупки». Член Президиума Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России».

Родился 29 апреля 1980 года в городе Ростове-на-Дону. Закончил школу № 5 г. Туапсе, в 2002 году – Ростовский государственный экономический университет РИНХ. В 2008 году прошел повышение квалификации в НОУ «Институт экономики, права и гуманитарных специальностей» по программе «Механизмы поддержки и развития малого и среднего предпринимательства».

В 2000 году начал трудовую деятельность в ООО «АнтАлекс» г. Туапсе в должности генерального директора.

В 2005 году стал ведущим специалистом (по конкурсам) отдела экономического развития, инвестиций, промышленного транспорта и связи в администрации города Туапсе.

С 2007 по 2009 год работал в Департаменте инвестиций и проектного сопровождения Краснодарского края начальником управления (комитета реформ и развития) по городу Туапсе, заместителем главы муниципального образования Туапсинский район. С 2008 года стал заместителем руководителя указанного департамента.

С 2009 по 2011 год работал в Министерстве экономического развития Российской Федерации, начальником отдела отраслевых программ развития малого и среднего предпринимательства.

С мая 2011 года работал в Департаменте жилищной политики Министерства регионального развития Российской Федерации, заместителем начальника отдела экономики жилищного строительства и специальных программ.

С мая 2013 года назначен советником министра транспорта Российской Федерации.

С ноября 2013 года является руководителем проекта Общероссийского Народного фронта «ЗА честные закупки».
Женат, воспитывает двоих детей.

В рамках проекта ОНФ «ЗА честные закупки» участвует в создании системы общественного контроля по противодействию коррупционным проявлениям в сфере госзаказ.[/box]

Галина Пивненко