3 ноября 2022

Почему за пхачичем едут в Туапсинский район

Пхачич — национальный адыгский музыкальный инструмент.

Фото: Анна Бурлакова, "Туапсинские вести"

Казалось бы — несколько деревянных дощечек, соединенных друг с другом, на которых выбивается ритм, а ведь без них ни один праздник, ни одна свадьба не обходятся.

За настоящей адыгской трещоткой едут в аул Агуй-Шапсуг не только жители Туапсинского района, но и за сотни, а то и тысячи километров. Потому что здесь живет мастер по изготовлению пхачича — Алий Аллало.

«Первые трещотки я купил в Майкопе лет двадцать назад, — рассказывает мастер. — Помню, как гордился, когда доверили играть на них на свадьбе. А потом решил, дай-ка, сам попробую сделать. Первую пару Пхачича делал почти три недели. Это сегодня на такую работу уходит 2 дня».

Пхачич оттеняет и подчеркивает звук камыля (флейты), шичепшина (скрипки) или гармошки, но вполне годится и как солирующий инструмент — ритм, отбиваемый трещотками так и тянет пустится в пляс.

Однако передать звук деревянных дощечек в аудиозаписи невозможно, как и воссоздать в синтезаторе. Поэтому в любом адыгском ансамбле пхачич звучит вживую. Мастер Али Аллало делает трещотки для артистов всего района. И не только. Заказывают у него пхачич даже москвичи, причем не только адыги.

«Очень популярны наши трещотки и как сувенир, а украшенные особым орнаментом могут служить и талисманом, — говорит Алий Аллало. — Конечно, они не для игры, а для украшения, часто совсем маленькие, чтобы можно было, скажем, в машине повесить. Но и настоящие трещотки тоже разного размера могут быть — есть детские, есть женские, есть мужские. Тут надо учитывать размер рук».

Кстати, по приданию, первый пхачич вырезал из чинары нарт Ащамэз, вложив стук сердца и цокот копыт…

«Самый лучший материал для трещоток — самшит, — делится секретами мастер. — Подходит можжевельник, а также «железное дерево» — бакаут. Недавно попробовал кизил, и оказалось, что по звуку практически не уступает он самшиту!»

За двадцать с лишним лет Алий Аллало вырезал больше сотни трещоток. В его домашней коллекции — первый пхаичич на котором начал играть, первые собственноручно вырезанные трещотки и трещотки, доставшиеся от отца…

Алий мастерски играет на своих инструментах . Ансамбль «Агуй» под его руководством знают далеко за пределами района. Приглашают на выступления в Сочинский район, в Крым, в Москву.

Конечно, сегодня молодежь все-таки слушает другую музыку, поет другие песни, но, как говорит Алий, стоит кому-то прийти на вечеринку с пхачичем — вот тебе уже и песни зазвучали, и танцы прадедов увлекли всех.

В этом мы убедились тут же. Едва Алий Аллало стал отбивать ритм на трещотках, соседи стали выходить из домов, несмотря на дождь, интересовались, а что это за праздник такой? Потому что где пхачич — там всегда праздник.

25 июня 2025

Древнейшие гарпуны: как 90 тысяч лет назад люди учились ловить рыбу

Станислав Дробышевский, российский палеоантрополог, кандидат биологических наук и популяризатор науки с МГУ, раскрывает, как древние люди учились добывать рыбу и морепродукты, превращая рыбалку в искусство выживания. Погрузитесь в историю, где костяные гарпуны и крючки из раковин открывали путь к освоению океанов, и узнайте, почему рыба может стать ключом к нашему будущему!

Задолго до появления современных удочек и сетей наши предки уже мастерски орудовали гарпунами, вылавливая гигантских сомов в реках Африки. Удивительно, но эти костяные орудия почти не отличаются от современных!

Рыбалка — это не просто хобби, а занятие, уходящее корнями в глубокую древность. Около 90 тысяч лет назад, в месте под названием Катанда (Республика Конго), люди уже научились ловить рыбу с помощью сложных орудий — костяных гарпунов.

Эти находки, обнаруженные археологами, поражают своей продуманностью: зазубренные края и бороздки для крепления веревки делали гарпуны невероятно эффективными. Представьте: в тропическом лесу, где охота на крупных животных была затруднена, люди нашли способ добывать пищу из реки, вылавливая сомов длиной до полутора метров!

Читать далее

ГМО: почему бояться не стоит?

Генно-модифицированные организмы вызывают споры, но ученый Константин Северинов объясняет, почему страхи вокруг ГМО необоснованны

ГМО — это организмы, чей геном изменен для улучшения свойств, например, устойчивости к вредителям или повышения урожайности. Северинов подчеркивает, что такие продукты проходят строгие проверки на токсичность, как и любая другая еда, будь то яблоки или грибы.

Мифы о том, что ГМО изменяют человеческий геном, не подтверждены наукой. Пища, которую мы едим, переваривается, а ее ДНК не встраивается в наш организм. Северинов приводит пример: мы едим мясо и овощи, содержащие ДНК, но это не делает нас «огурцами» или «свиньями».

Читать далее

Генетические тесты: гороскоп или наука?

Генетические тесты обещают раскрыть тайны вашей ДНК, но насколько они точны? Константин Северинов называет их «генетическими гороскопами»

Генетические тесты могут выявить носительство мутаций, связанных с заболеваниями, но их развлекательная часть — вроде предсказаний о талантах или склонности к спорту — часто не имеет научной основы. Северинов сравнивает такие тесты с гороскопами: они дают общие утверждения, в которые легко поверить.

Тесты анализируют геном, сравнивая его с эталонным, и находят до 3000 отличий, которые делают каждого уникальным. Однако предсказания о сложных чертах, таких как интеллект, ненадежны, так как зависят от множества факторов. Северинов советует относиться к ним скептически и консультироваться с врачами для медицинских выводов.

Читать далее

Ген красоты: правда или вымысел?

Многие верят, что красота передается по наследству через гены. Но что говорит наука? Генетик Константин Северинов развенчивает мифы.

Сгенерированная иллюстрация по промту редакции АНДРЕЙ БЕЛЫЙ | ТУАПСИНСКИЕ ВЕСТИ

Красота — это субъективное понятие, которое сложно измерить объективно. Северинов подчеркивает, что гены действительно влияют на внешность, но нет никакого «гена красоты», который можно выделить.

Генетика изучает наследуемые признаки, такие как цвет глаз или форма носа, но их восприятие как «красивых» зависит от культурных и социальных норм. Так что мечты о генетическом рецепте красоты остаются фантазией.

Читать далее

Ген бедности? Ученые развенчивают мифы о наследственности

Существует ли ген, который обрекает человека на бедность или глупость? Доктор биологических наук Константин Северинов объясняет, почему такие утверждения — не более чем мифы.

Сгенерированная иллюстрация по промту редакции АНДРЕЙ БЕЛЫЙ | ТУАПСИНСКИЕ ВЕСТИ

Генетика — это наука о наследуемых признаках, но социальные характеристики, такие как бедность или успех, не имеют четкой генетической основы. Северинов в подкасте «Куджи» отмечает, что подобные черты чаще являются социальными конструктами, а не результатом работы генов.

Чтобы доказать наличие «гена бедности», нужно провести сложный эксперимент: скрестить людей с определенными признаками и проследить за потомством. Однако это практически невозможно, так как бедность зависит от множества внешних факторов, а не только от генетики.

Читать далее

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с политикой обработки персональных данных и использованием файлов cookie. Подробнее