29 мая 2015

«Лира» – это лирика души

Туапсинский оркестр уже восемь лет радует горожан ретро-программами с песнями-танцами. Кружащимся в танце около Дворца культуры горожанам давно никто не удивляется. Уже восемь лет, каждую субботу собирает туапсинцев на свои ретро – программы местный оркестр «Лира». Прийти на концерт, послушать музыку, песни, потанцевать и познакомиться с приятными людьми может любой желающий. – Встречи с «Лирой» […]

Копия Лира

Туапсинский оркестр уже восемь лет радует горожан ретро-программами с песнями-танцами.

Кружащимся в танце около Дворца культуры горожанам давно никто не удивляется. Уже восемь лет, каждую субботу собирает туапсинцев на свои ретро – программы местный оркестр «Лира». Прийти на концерт, послушать музыку, песни, потанцевать и познакомиться с приятными людьми может любой желающий.

– Встречи с «Лирой» – это всегда праздник,– рассказала нам поклонница ансамбля Людмила Мозговая. – Мне 80 лет, но когда я в красивом платье кружусь в танце под эти чудесные песни, я забываю о своих годах.

Туапсинцы любят «Лиру» в первую очередь за самобытные авторские песни, берущие за душу, заставляющие плакать и смеяться. А пишет их руководитель ансамбля Юрий Иванович Божко. Когда он берет свой баян и выходит к землякам, все замирают в ожидании Чуда. Каждое выступление – всегда праздник, всегда неповторимо. Юрий Иванович рассказал нам о своем творческом пути, о любимой «Лире» и поделился секретами успеха.

– Юрий Иванович, помните, когда вы написали свою первую песню?

– Уже с семи лет я писал стихи и музыку к ним. Сам на гармошке подбирал мелодии. Свое первое серьезное произведение «Реквием» я написал в 20 лет: Ничто не забыто, никто не забыт,
Вы с нами, герои войны…

– Как появилась «Лира»?

– Идея создать при местном Дворце культуры ансамбль родилась в 2009 году. Он задумывался как семейный, так как у нас вся семья музыкальна. Моя супруга Светлана работала в камерном оркестре, она играет на виолончели, дочь Татьяна Овсянникова играет на синтезаторе и поет. К нам присоединилась скрипачка Анна, и получился такой вот слаженный оркестр. Почти сразу мы завоевали первое место на конкурсе – смотре вокального искусства имени В. Тернавского. Мы исполняем романсы, фокстроты, танго.

– Я заметила, что со многими поклонниками у вас теплые, можно сказать, родственные отношения…

– За восемь лет у нас сложилась постоянная аудитория зрителей. Как вы заметили, в нашей программе всегда звучат авторские произведения. Зачастую ко мне подходят во время концерта и просят: Юрочка, сыграй что-нибудь свое. Просят так по-родственному, по-простому. А еще просят… научить их петь. Говорят, что познакомившись с «Лирой», не мыслят свою жизнь без музыки и песни. Я никому не отказываю. Мало того, после курса обучения наступает «час икс», и я во время очередного концерта приглашаю своего ученика на сцену. Это очень волнующие моменты! Вы бы видели глаза дебютантов. Но у нас великолепная публика, которая всегда поддержит начинающего исполнителя. Поэтому, как правило, выступления новичков проходят на «бис».

– Туапсинская молодежь проявляет интерес к вашему творчеству?

– Конечно, на наши выступления приходит много людей старшего поколения, которые молоды душой. Вы сами видели, как наши «старички» и «бабушки» вытанцовывают танго! У них молодые учатся. Но среди наших поклонников есть и представители молодого поколения, что очень приятно. Мы выступаем не только во Дворце культуры, но и проводим тематические вечера, например, в библиотеках города, куда приглашаются школьники и студенты.

– Наряду с авторскими произведениями, «Лира» исполняет и классические произведения всемирно известных авторов. Но многие отмечают, что классика в исполнении вашего ансамбля звучит по-новому…

– Да это так. Например, я адаптировал антракт к 4-му действию Бизе «Кармен» под свой ансамбль. Публике наше выступление понравилось.

– У вас каждую субботу – новая программа?

– Да, это могут быть тематические вечера, посвященные, например, творчеству Пушкина, Есенина. Многие программы открывают туапсинцам творчество местных авторов, среди которых есть по-настоящему талантливые люди. Например, на стихи Натальи Мериновой я написал пять песен, которые имели большой успех. Особенно долго и вдумчиво мы готовились к программе, посвященной 70-летию Победы. Эта тема мне очень близка, ведь я – дитя войны. Я был совсем крохой, когда погиб на войне мой папа Иван Малахович. Мама Анна Гавриловна получила похоронку и, тем не менее, каждый раз ходила со мной на перрон, когда возвращались с войны наши солдаты. Она так надеялась среди счастливых лиц увидеть родные глаза отца! Я ее дергал за руку и спрашивал, неужели мы, наконец, увидим папу? Кругом все смеялись, плакали от счастья, мужчины подкидывали меня на руках. И только в глазах мамы были отчаяние и безысходность. Материнская боль передавалась мне, и я начинал плакать, проситься домой.

Много лет спустя невосполнимая боль утраты близкого человека вылилась в песню «Весна. Сорок пятый».

Была похоронка, посмертно – награда,
Но Мать все ходила сюда и ждала…

Многие мои песни посвящены защитникам Туапсе, их мужеству и героизму. Например, «Ни шагу назад!».

Сколько вас, безымянно погибших героев?!
Прах священный ваш горы Кавказа хранят.

Когда мы закончили беседу, Юрий Иванович взял в руки баян и затянул одну из своих любимых песен «Уходя, уходи». А затем пронзительную «Весна. Сорок пятый». Мы слушали маэстро и радовались за своих земляков, которые имеют уникальную возможность каждую субботу радовать свои сердца и души творчеством любимой «Лиры».

1 июля 2025

ТБТ: расти и развиваться

Традиционно в преддверии Дня работников морского и речного флота России Туапсинский балкерный терминал чествует тех, кто вносит вклад в его высокую эффективность, крепит трудовые традиции – и очень любит своё дело

На Туапсинском балкерном терминале трудятся профессиональные специалисты, команда, объединённая чувством ответственности  за успех общего дела, на высокий результат.

Сегодня – слово лучшим работникам ТБТ, труд которых будет отмечен к профессиональному празднику Благодарностями и Почётными грамотами.

Читать далее
25 июня 2025

Древнейшие гарпуны: как 90 тысяч лет назад люди учились ловить рыбу

Станислав Дробышевский, российский палеоантрополог, кандидат биологических наук и популяризатор науки с МГУ, раскрывает, как древние люди учились добывать рыбу и морепродукты, превращая рыбалку в искусство выживания. Погрузитесь в историю, где костяные гарпуны и крючки из раковин открывали путь к освоению океанов, и узнайте, почему рыба может стать ключом к нашему будущему!

Задолго до появления современных удочек и сетей наши предки уже мастерски орудовали гарпунами, вылавливая гигантских сомов в реках Африки. Удивительно, но эти костяные орудия почти не отличаются от современных!

Рыбалка — это не просто хобби, а занятие, уходящее корнями в глубокую древность. Около 90 тысяч лет назад, в месте под названием Катанда (Республика Конго), люди уже научились ловить рыбу с помощью сложных орудий — костяных гарпунов.

Эти находки, обнаруженные археологами, поражают своей продуманностью: зазубренные края и бороздки для крепления веревки делали гарпуны невероятно эффективными. Представьте: в тропическом лесу, где охота на крупных животных была затруднена, люди нашли способ добывать пищу из реки, вылавливая сомов длиной до полутора метров!

Читать далее

ГМО: почему бояться не стоит?

Генно-модифицированные организмы вызывают споры, но ученый Константин Северинов объясняет, почему страхи вокруг ГМО необоснованны

ГМО — это организмы, чей геном изменен для улучшения свойств, например, устойчивости к вредителям или повышения урожайности. Северинов подчеркивает, что такие продукты проходят строгие проверки на токсичность, как и любая другая еда, будь то яблоки или грибы.

Мифы о том, что ГМО изменяют человеческий геном, не подтверждены наукой. Пища, которую мы едим, переваривается, а ее ДНК не встраивается в наш организм. Северинов приводит пример: мы едим мясо и овощи, содержащие ДНК, но это не делает нас «огурцами» или «свиньями».

Читать далее

Генетические тесты: гороскоп или наука?

Генетические тесты обещают раскрыть тайны вашей ДНК, но насколько они точны? Константин Северинов называет их «генетическими гороскопами»

Генетические тесты могут выявить носительство мутаций, связанных с заболеваниями, но их развлекательная часть — вроде предсказаний о талантах или склонности к спорту — часто не имеет научной основы. Северинов сравнивает такие тесты с гороскопами: они дают общие утверждения, в которые легко поверить.

Тесты анализируют геном, сравнивая его с эталонным, и находят до 3000 отличий, которые делают каждого уникальным. Однако предсказания о сложных чертах, таких как интеллект, ненадежны, так как зависят от множества факторов. Северинов советует относиться к ним скептически и консультироваться с врачами для медицинских выводов.

Читать далее

Ген красоты: правда или вымысел?

Многие верят, что красота передается по наследству через гены. Но что говорит наука? Генетик Константин Северинов развенчивает мифы.

Сгенерированная иллюстрация по промту редакции АНДРЕЙ БЕЛЫЙ | ТУАПСИНСКИЕ ВЕСТИ

Красота — это субъективное понятие, которое сложно измерить объективно. Северинов подчеркивает, что гены действительно влияют на внешность, но нет никакого «гена красоты», который можно выделить.

Генетика изучает наследуемые признаки, такие как цвет глаз или форма носа, но их восприятие как «красивых» зависит от культурных и социальных норм. Так что мечты о генетическом рецепте красоты остаются фантазией.

Читать далее

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с политикой обработки персональных данных и использованием файлов cookie. Подробнее