
Коллектив детского сада и его воспитанники стали для беженки из донбасского Славянска второй семьей.
[quote style=”boxed”]Справиться с одиночеством и депрессией помогли коллеги, которые поддержали Юлию в трудное время. И, конечно, малыши.[/quote]
Воспитатель детского сада №29 «Солнышко» Юлия Кащеева всегда приходит на работу с улыбкой. Ведь здесь девушку ждет большая дружная семья, которая окружила ее заботой и теплом в самые тяжелые дни жизни.
Война
Юля родилась в небольшом украинском городке Енакиево Донецкой области, после школы в городе Славянске поступила в Донбасский Государственный Педагогический Университет на специальность «Логопед». Красавица, отличница, староста группы, заядлая КВН-щица, Юля собиралась продолжить обучение в аспирантуре и параллельно работать по специальности в Харькове. Однако война внесла свои коррективы.
– Я как раз заканчивала пятый курс, вовсю готовилась к сессии, когда это началось, – рассказывает Юлия. – Казалось все довольно безобидно. Люди выходили на площади, устраивали митинги. Мы надеялись, что Донбасс пойдет по пути Крыма, и мы не сегодня – завтра станем частью России, что вызывало оптимизм. Но потом украинские силовики стали стягивать технику ближе к городу. Первые выстрелы раздались в ночь на 28 апреля. Это была Пасха. В этот Святой Праздник были убиты люди, дети. Погиб мой ровесник, простой украинский мальчишка – студент, и я поняла, что началась самая настоящая война.
Силовики каждый день обстреливали город. Юля не узнавала ставшего ей родным за годы учебы Славянска: разбитые дома, развороченный асфальт и бесконечный страх в глазах людей.
В конце мая у студентов началась сессия.
– На сдачу экзаменов приехали почти все мои одногруппники, мы понимали, насколько важен для человека диплом, – рассказывает Юлия, – днем мы сдавали экзамены и зачеты, а ночью под окнами общежития началась перестрелка украинских силовиков с нашими ополченцами. Мы схватили вещи, сбежали в подвал, а он… под потолок залит водой. Пришлось бежать под обстрелом. Мы группировались кучками и перебегали с места на место, а мимо свистели пули. Просто каким-то чудом остались целы. Но я никогда не забуду этого чувства, когда все внутри сжимается при звуках выстрелов, ты стоишь и не понимаешь, жива ты или нет, дышишь или уже нет. В тот страшный день погибла наша вахтерша, она шла со смены домой, но не дошла совсем немного… Любимая преподавательница Наталья Малий с дочкой Полиной получили ранения, и полуживые были доставлены в реанимацию. Когда мы отсиживались во время очередного обстрела в бомбоубежище, к нам приехали российские репортеры с канала «Россия-24».
Граница
Журналисты откровенно рассказали об ужасах, творящихся в Славянске, в результате которых гибнут мирные люди, а Юля попала в сюжет, который увидели ее родители. Это стало для них откровением. Ведь дочка как могла, оберегала покой родных людей, звонила и говорила, что у нее все хорошо. Владимир Петрович и Ольга Ивановна уже потеряли одного ребенка (старшая сестра Юлии погибла) и просто не пережили бы гибель единственной дочери. Узнав всю правду, они стали настаивать, чтобы дочка ехала в Россию, где ее обязательно примут и помогут.
– На границе шли военные действия, поэтому добирались мы очень долго, – вспоминает Юлия. – На автобусе доехали до Харцызска. Потом папа заплатил очень большие деньги частному извозчику, чтобы он провез нас на машине. Своего земляка я не осуждаю, ведь там людям месяцами не платят зарплату, а нужно кормить детей. Когда нас высадили из машины, мы с чемоданами шли пешком много километров. Затем автобусом доехали до Ростова, где состоялось мое прощание с родителями. Они, будучи людьми в возрасте, так и не решились покинуть родной дом, хозяйство. Села я в поезд до Туапсе, а у меня даже нет телефона, чтобы позвонить двоюродной сестре, которая живет в этом городе. Мне стало так страшно, одиноко, что я разревелась во весь голос! Люди стали меня успокаивать, какой-то мужчина дал мне свой телефон, но я так и не смогла дозвониться близким. Поэтому на вокзале меня никто не встречал…
Вторая семья
Девушка благодарна своей двоюродной сестре Ларисе Полесовой, которая приняла ее в свою семью. Уже в августе Юлии позвонили из Университета и сообщили, что она может забрать диплом. И вот она снова в Славянске. Только это уже не тот тихий, уютный городок, каким он был в ее беззаботные студенческие годы.
– Славянск представлял из себя сплошные руины, по которым грозно прохаживались украинские солдаты, – вспоминает Юлия. – Их «патриотизм» выражался в том, что люди боялись произнести слово «Россия». В разговоре с однокурсниками я использовала кодовые слова вместо этого слова. Нас до глубины души потряс лозунг: «Назови фамилию – сдай сепаратиста!». То есть любой негодяй может запросто погубить не угодившего ему в чем-то человека. Это очень напоминало 37-ой год.
В Туапсе Юля вернулась уже дипломированным специалистом и сразу приступила к поискам работы. Девушка обращалась в школы, детские сады, но, увы, логопеды, тем более без опыта работы, нигде не требовались.
– Получив очередной отказ, я просто бесцельно бродила по незнакомым дворам, когда увидела здание, увешанное яркими флажками, – говорит Юлия. – Прочитала надпись «Солнышко» и зашла внутрь. Смотрю, в группах сидят детки, такие серьезные, чем-то увлеченные, и поняла, что очень хочу остаться здесь.
Заведующая детским садом Светлана Захарова приняла девушку, выслушала, внимательно ознакомилась с документами.
– Мне Юлия понравилась сразу, она образованная, интеллигентная, искренняя, – говорит Светлана Анатольевна.- Человек в силу не зависящих от него обстоятельств попал в непростую жизненную ситуацию, и я поняла, что мы можем и должны ему помочь, тем более, что у нас очень дружный и сплоченный коллектив. В детском саду не было свободной вакансии логопеда, но я была уверена, что эта девушка сможет работать воспитателем. А мы в свою очередь поддержим, научим, поможем.
– После собеседования Светлана Анатольевна вызвала медсестру, чтобы она выписала мне обходной лист для прохождения медосмотра и представила: «Это наш новый воспитатель». Вы не представляете, что значили для меня эти слова! Впервые за долгое время появилась надежда, что все будет хорошо.
В кратчайшие сроки Юлия оформила все необходимые документы и получила статус временного переселенца. И вот она, нарядная и волнующаяся, первый раз в жизни идет на работу в детский сад к своим первым воспитанникам.
– Сначала было страшно, – признается Юлия. – Даже боялась вести деток по лестнице на игровую площадку. Вдруг кто-то споткнется, упадет, поранится. Это же такая ответственность! А они будто все понимали: держались за ручки, слушались меня беспрекословно…
Но вскоре страх и неуверенность сменились радостью от интересной работы с детьми. А помог в этом большой и дружный коллектив детского садика, который принял Юлю как родную, окружил заботой и теплом.
– Признаюсь, мне было очень тоскливо и грустно вдали от дома и родных, – признается Юлия. – Порой накатывали такие приступы отчаяния и безнадежности, что слезы наворачивались на глаза. Теперь же каждый прожитый день – это праздник, наполненный детским смехом, радостью, заботами. Справиться с одиночеством и депрессией мне помогли мои коллеги, которые поддержали меня в это трудное время. Музыкальный руководитель Ирина Репина, воспитатель Ольга Кириленко, младший воспитатель Наталья Кривенко и вся дружная семья детского сада «Солнышко»… Все эти люди стали для меня родными. И конечно, я на своем опыте испытала, что детская любовь творит чудеса. Чтобы было со мной, если бы не мои малыши.
Мы заходим в группу и тридцать человек наперегонки с криками «Юлия Владимировна, я вас люблю!» бегут обниматься, и едва не сбивают хрупкую девушку с ног.
– Такие искренние чувства дорогого стоят, придя сюда, я поняла, что работа воспитателя – мое призвание, – говорит Юлия и с гордостью демонстрирует свои портреты, рисунки малышей. – Поверьте, это счастье и всего бы этого не было, если бы не чуткое сердце Светланы Анатольевны, которая просто нашла время выслушать меня и отнеслась ко мне как к близкому человеку. У меня никогда не хватит слов, чтобы выразить ей свою благодарность. Теперь могу с уверенность сказать, что «Солнышко» озарило мою жизнь, сделало ее полной любви, радости и счастья!