31 марта 2023

Туапсинец Сергей Дубовик — русский по отцу и украинец по матери — на СВО пошёл добровольцем

После выполнения контракта он вернулся в родное приморское село Пляхо, к мирной жизни. Но его мировоззрение, как он признаётся, сильно изменилось.

Фото: Анна Бурлакова, "Туапсинские вести"

«Я не служил в армии из-за язвы желудка. В разговорах нет-нет, да и спросят, где, мол, служил. Все где-то служили, я — нет. Решил, что этот пробел надо исправить. Семье сказал, чтобы не волновались, записался через Госуслуги – и в военкомат».

Но была и другая причина.

«Я уверен абсолютно, что мы обязательно победим, потому что на нашей стороне правда. И я хотел поучаствовать во всем, потом такого шанса не будет. Хочу также, чтобы дочки, когда пришло время выбирать женихов, понимали, какие мужчины должны быть рядом».

У Сергея — три дочери, младшей — всего 6 лет. Предприниматель, альпинист.

По его словам, у каждого из сослуживцев, кто пошел добровольно на фронт, была своя мотивация. Некоторые не выдерживают, их отправляют обратно, расторгнув контракт. Сергей в первый месяц тоже волновался, выдержит ли до конца. Тяжко было не физически. В первый же вечер, как прибыли на подготовку, их обстрелял вражеский танк. К счастью, никто не погиб.

Теплые носки вяжут солдатам бабушки по всей России, в том числе — в Туапсе

Гранатомёт, землянка и носки

Обучился Сергей на гранатометчика. Неделя обучения – и на передовую. В чистом поле вырыли целый «город» из окопов и землянок. Брёвна брали в лесу. Чем глубже выкопаешь землянку и лучше ее укрепишь, тем выше шанс выжить.

Понял, что такое землянка в три наката, о которой в песне поется. Вырываешь котлован, укладываешь бревна, накрываешь пленкой, засыпаешь землей. Еще слой бревен, еще земля — и по новой. Кто-то сделал в два наката — угодил снаряд от «немцев» (так называют противника) — один погиб, второй тяжело ранен.

На дно землянки клали солому, чтобы ноги были сухими. Носки стирать и сушить негде. Но меняли их регулярно, соблюдали гигиену.

Из гуманитарной помощи ценятся носки. Теплые, вязаные.

Детские письма

Сергея особенно тронуло письмо девочки из Донецка. Очевидно, говорит Сергей, ребенок прочувствовал всё на себе. Его старшая дочь тоже писала письма на фронт.

Кира, Арина, Вероника встретили отца, вернувшегося с СВО

Куда летит снаряд

На фронте многое приходит с опытом. Старшие товарищи по оружию научили: твои глаза и уши – это твоя жизнь и жизнь сослуживцев. Не важно на посту ты или просто ешь суп в землянке, постоянно надо быть начеку. К концу первого месяца Сергей по звуку определял, куда летит снаряд, как далеко он.

Не сразу стал понимать смысл часто меняющихся приказов командования. По началу некоторые были непонятны, били по нервам. Потом понял: эта тактика спасла жизни многим и ему в том числе.

Было ли страшно? А кто не боится? Обстреливали постоянно, кто-то получал ранения, кто-то погибал. Однажды страх, как током пробил с ног до головы, почти до паники. Сумел себя обуздать: «Нет, дружище, стоп, страх надо подавлять, иначе «крышу сорвет».

Кстати, командиры «мешают» бойцам сдружиться. Если друг гибнет, да еще на глазах, психика может не выдержать. Поэтому сослуживцы менялись часто. Их перебрасывали в разные пункты.

В первые недели расстался Сергей со своими земляками, которые, как и он прибыли добровольцами из Новомихайловского и других поселений Туапсинского района. В самом начале при распределении атаман туапсинских казаков Михаил Саморуков и односельчанин Саша Максименко попали в другой отряд. Во время боя оба пропали без вести.

Есть потери, но многие земляки уже вернулись

Как говорит Сергей, отношение к бойцам СВО очень теплое. В администрации Новомихайловского поселения спросили, какая помощь нужна — обращайтесь всегда, если что-то понадобится. На работу стали приглашать – в МЧС, в воинскую часть. Зовут в школы на встречи с детьми.

Сергей поддерживает контакт с родней из Мариуполя, которая во время из-за боёв некоторое время жила у него в Пляхо, потом все вернулись домой. Сейчас там налаживают быт. А город восстанавливается, становится комфортным. Есть родственники, которые переехали в другие регионы России. Теперь они все — граждане нашей страны.

«Родина у нас одна – Россия, а СВО – это не пойти пострелять. Но если позовут, снова пойду», — говорит Сергей.

15 апреля 2025

Григорий Щедрин — капитан счастливой «эски»

Он заставлял фашистов дрожать от страха, а его подлодку С-56 прозвали привидением за неуловимость. Туапсинец Григорий Щедрин, сын казаков и герой морей, прошёл через девять морей и три океана, чтобы вписать своё имя в историю Великой Отечественной войны. Как простой паренёк из Небуга стал вице-адмиралом и легендой родного города?

Вице-адмирал в отставке Герой Советского Союза Григорий Щедрин с внуком. Фото сделано в 1975 году фотографом А. Каневским / РИА Новости

Подводная лодка С-56, которой командовал Григорий Щедрин, в годы Великой Отечественной войны была самой результативной субмариной, вселяющей ужас в фашистов. С-56 совершила восемь походов, потопила дюжину судов, повредила четыре немецких корабля. Более трёх тысяч глубинных бомб враг сбросил, пытаясь ликвидировать С-56, но тщетно. Эту советскую лодку немцы называли привидением — семнадцать раз фашисты торжественно заявляли, что лодка и прославленный экипаж Щедрина погибли, но она снова появлялась в самые неожиданные для неприятеля моменты и атаковала его. Её командир, туапсинец Григорий Щедрин, 5 ноября 1944 года получил звание Героя Советского Союза.

Именем вице-адмирала Григория Щедрина названа одна из городских улиц и школа № 5, в которой когда-то учился командир подлодки С-56. А в туапсинском музее им. Н. Полетаева выставлен письменный стол, за которым работал Григорий Щедрин — почётный гражданин города Туапсе, в котором и сегодня живут его родные.

Читать далее
11 апреля 2025

Егерь

«Егерь» — таков позывной нашего земляка Артёма. В 2023 году он подписал контракт и отправился на фронт. В редакцию пришёл с сыном Матвеем. Мальчишке одиннадцать лет, но он провёл с нами всё интервью — а это не один час. Не всё сказанное подходило для детских ушей, но Артём предупредил: «Он уже взрослый, пусть знает. Тем более ничего секретного я не раскрою. На фронте остались ребята, и лишняя информация может им навредить»

На фронт попал через „Ахмат“. Уехал в Чечню, прошёл подготовку. Через месяц оказался в Луганской области, в штурмовом подразделении.

„Хохол“ — позывной командира. Говорят, кто-то из родственников родом с Украины — отсюда и прозвище. (От редакции: „Хохол“ стал легендой на фронте. О нём и его бойцах рассказывал в соцсетях глава Чечни Рамзан Кадыров, назвав их „настоящим кошмаром для украинских националистов“.)

Читать далее
8 марта 2025

Цветы для классной

Первая учительница, как вторая мама. Это не пустые слова — так и есть. Поэтому первые цветы в нашей жизни мы дарим матери, а вторые — несём самому важному для нас человеку в школе. Традиция, укоренившаяся с советских времён. Благо есть кому и ради кого её продолжать.

Анита Напсо: «Я люблю свою работу. Самая высшая награда для учителя – видеть горящие глаза детей, ощущать себя значимым человеком в их жизни". Фотограф Анна Бурлакова

Анита Напсо учит малышей в Гизель-Дере, в школе, которую когда-то сама закончила. Нам по секрету сказали другие учителя, что дети её обожают. В этом году у неё первый выпуск. В пятый класс от неё перейдут те, кого она вела с первого по четвертый. 

Анита Ашотовна вспоминает:

Читать далее
2 марта 2025

Если надо, снова пойду на фронт. История отца-одиночки, защищавшего Родину

Максим Кравченко вдовец уже шесть лет. Жена умерла от тяжелого заболевания. На нем осталось двое детей. Максим стал добровольцем в августе 2024 года

Максим Кравченко, на СВО пошел ради Родины и детей. Фотограф: Андрей Смеюха | "Туапсинские вести"

Максим отец-одиночка. Дочь Виктория закончила в Петербурге технологический университет. Сын Никита учится (на отлично) в 11 классе. Собирается в вуз, получить профессию, связанную с компьютерными технологиями.

– Почему вы решили пойти на СВО? Как дети к этому отнеслись?

Читать далее
20 декабря 2024

Турецкие фуры в Туапсе: вода – йок, туалет – йок

Туапсинский район заполонили турецкие фуры. Они стоят и ползут повсюду – в городе, на обочинах федеральной трассы. Их сотни, а кажется, что уже и за тысячу.

Обычно турецкие фуры возвращаются из России домой через Грузию. Но КПП «Верхний Ларс» был закрыт из-за снегопада, там скопились тысячи фур. Часть из них (у кого совсем горят сроки) их хозяева пообещали перевезти паромом из Туапсе. Они приехали, но шторм нарушил планы.

Сегодня почти полный штиль, но мы решили узнать, как долго турецкие фуры пробудут у нас, как выживали водители-иностранцы в такой ситуации. 

Читать далее