31 марта 2023

Туапсинец Сергей Дубовик – русский по отцу и украинец по матери – на СВО пошёл добровольцем

После выполнения контракта он вернулся в родное приморское село Пляхо, к мирной жизни. Но его мировоззрение, как он признаётся, сильно изменилось.

Фото: Анна Бурлакова, "Туапсинские вести"

«Я не служил в армии из-за язвы желудка. В разговорах нет-нет, да и спросят, где, мол, служил. Все где-то служили, я – нет. Решил, что этот пробел надо исправить. Семье сказал, чтобы не волновались, записался через Госуслуги – и в военкомат».

Но была и другая причина.

“Я уверен абсолютно, что мы обязательно победим, потому что на нашей стороне правда. И я хотел поучаствовать во всем, потом такого шанса не будет. Хочу также, чтобы дочки, когда пришло время выбирать женихов, понимали, какие мужчины должны быть рядом”.

У Сергея – три дочери, младшей – всего 6 лет. Предприниматель, альпинист.

По его словам, у каждого из сослуживцев, кто пошел добровольно на фронт, была своя мотивация. Некоторые не выдерживают, их отправляют обратно, расторгнув контракт. Сергей в первый месяц тоже волновался, выдержит ли до конца. Тяжко было не физически. В первый же вечер, как прибыли на подготовку, их обстрелял вражеский танк. К счастью, никто не погиб.

Теплые носки вяжут солдатам бабушки по всей России, в том числе – в Туапсе

Гранатомёт, землянка и носки

Обучился Сергей на гранатометчика. Неделя обучения – и на передовую. В чистом поле вырыли целый «город» из окопов и землянок. Брёвна брали в лесу. Чем глубже выкопаешь землянку и лучше ее укрепишь, тем выше шанс выжить.

Понял, что такое землянка в три наката, о которой в песне поется. Вырываешь котлован, укладываешь бревна, накрываешь пленкой, засыпаешь землей. Еще слой бревен, еще земля – и по новой. Кто-то сделал в два наката – угодил снаряд от «немцев» (так называют противника) – один погиб, второй тяжело ранен.

На дно землянки клали солому, чтобы ноги были сухими. Носки стирать и сушить негде. Но меняли их регулярно, соблюдали гигиену.

Из гуманитарной помощи ценятся носки. Теплые, вязаные.

Детские письма

Сергея особенно тронуло письмо девочки из Донецка. Очевидно, говорит Сергей, ребенок прочувствовал всё на себе. Его старшая дочь тоже писала письма на фронт.

Кира, Арина, Вероника встретили отца, вернувшегося с СВО

Куда летит снаряд

На фронте многое приходит с опытом. Старшие товарищи по оружию научили: твои глаза и уши – это твоя жизнь и жизнь сослуживцев. Не важно на посту ты или просто ешь суп в землянке, постоянно надо быть начеку. К концу первого месяца Сергей по звуку определял, куда летит снаряд, как далеко он.

Не сразу стал понимать смысл часто меняющихся приказов командования. По началу некоторые были непонятны, били по нервам. Потом понял: эта тактика спасла жизни многим и ему в том числе.

Было ли страшно? А кто не боится? Обстреливали постоянно, кто-то получал ранения, кто-то погибал. Однажды страх, как током пробил с ног до головы, почти до паники. Сумел себя обуздать: “Нет, дружище, стоп, страх надо подавлять, иначе «крышу сорвет».

Кстати, командиры “мешают” бойцам сдружиться. Если друг гибнет, да еще на глазах, психика может не выдержать. Поэтому сослуживцы менялись часто. Их перебрасывали в разные пункты.

В первые недели расстался Сергей со своими земляками, которые, как и он прибыли добровольцами из Новомихайловского и других поселений Туапсинского района. В самом начале при распределении атаман туапсинских казаков Михаил Саморуков и односельчанин Саша Максименко попали в другой отряд. Во время боя оба пропали без вести.

Есть потери, но многие земляки уже вернулись

Как говорит Сергей, отношение к бойцам СВО очень теплое. В администрации Новомихайловского поселения спросили, какая помощь нужна – обращайтесь всегда, если что-то понадобится. На работу стали приглашать – в МЧС, в воинскую часть. Зовут в школы на встречи с детьми.

Сергей поддерживает контакт с родней из Мариуполя, которая во время из-за боёв некоторое время жила у него в Пляхо, потом все вернулись домой. Сейчас там налаживают быт. А город восстанавливается, становится комфортным. Есть родственники, которые переехали в другие регионы России. Теперь они все – граждане нашей страны.

“Родина у нас одна – Россия, а СВО – это не пойти пострелять. Но если позовут, снова пойду”, – говорит Сергей.

12 апреля 2024

Спасать людей после ДТП в Туапсинском районе бросилась случайно оказавшаяся рядом фельдшер

Ольга Раганян, 23-летняя сотрудница туапсинской Станции скорой помощи, на своей машине ехала по трассе Туапсе-Майкоп, где возле хутора Греческий столкнулись автобус и две легковушки.

«Я утром ехала на своей машине домой после смены, - говорит Ольга Вячеславовна. – И вдруг впереди произошла эта авария. Я сразу же направилась к людям, вдруг есть пострадавшие.

В автобусе пострадавшими оказались женщина и мужчина, нашлась аптечка в автобусе и вторая – в легковом автомобиле, где пострадал водитель. Я сделала перевязки, старалась поддержать пострадавших в этой стрессовой ситуации.

Читать далее
9 апреля 2024

Как в Туапсинском районе на след убийцы вывел череп

Под руководством Александра Логвина туапсинский Отдел милиции раскрывал до 300 уголовных дел
в год.

"В Агое в реке всплыл человеческий череп, в полицию сообщили местные жители, – вспоминает спустя почти сорок лет полковник милиции в отставке Александр Логвин.

– На место выехала группа криминалистов. Сначала выдвинули версию, что осадками подмыло одно из кладбищенских захоронений. Однако, детально осмотрев находку, наш эксперт заметил на костях черепа следы свинца. Кладбищенская версия рухнула, мы поняли, что имеем дело с убийством.

Читать далее
13 марта 2024

Марет Чачух научилась говорить по-русски в школе, а сегодня она – учительница адыгейского языка

На ее уроках ученики сош № 12 села Георгиевского познают не только письменную и устную речь своих предков, но и основы традиций, быта, причем, учат родной язык не только по учебникам, но и через танец.

«Очень люблю танцевать, - признается Марет Чачух. – В танце можно сказать все без слов. С танца началась моя работа педагога: учила молодежь Цыпки, где живу с 5 лет, как чувствовать ритм, как правильно двигаться. У некоторых плохо получалось, приходилось из двенадцати танцевальных частей делать только шесть.

Потом поняла: пока сердцем не почувствуют, пока душа не затанцует, так и будет. Ведь что получается? Раньше танец был обязательным на общих и семейных праздниках, танцевали родители, танцевали дедушки и бабушки. Танец для всех был частью жизни. Вот также и с родным языком.

Читать далее
8 марта 2024

Русская матушка

Ирина – жена священника отца Павла, мать троих детей, дипломированный врач. И хотя Международный женский день далекий от церкви праздник – отец Павел обязательно дарит матушке Ирине какой-нибудь милый подарок. Православным не возбраняется проявлять любовь и заботу в любобое время. Так что светское 8 Марта, славящее материнство и женственность, отмечают даже глубоко верующие люди.

Семья Чергинец приехала в Туапсинский район из зоны СВО, из Херсонской области, в ноябре 2022 года. Проводилась эвакуация мирного населения от украинских обстрелов. Прибыли в пункт временного размещения в Небуге, где до сих пор зарегистрированы. 

Павел и Ирина 13 лет вместе. Старшей дочке Марии 11 лет, сыну Ивану 7 лет, а младшей Анастасии 5 лет. Матушка занимается домом, детьми и помогает мужу во всем. Руководит сейчас церковным хором в храме при туапсинском роддоме. Детей, кстати, взяли в музыкальную школу. Ивана – на хоровое отделение, а Машу – на фортепиано. 

Читать далее
23 февраля 2024

Отец «Жеглова»

Юрий Козленко – учитель в туапсинской школе No2. Не все знают: на его счету 156 боевых операций во второй чеченской кампании. Он дважды ранен, дважды контужен. Служил в ФСБ, награжден как за боевые заслуги, так и за борьбу с религиозным экстремизмом, экономической преступностью.

Юрий Козленко воспитал сына, который поднял русское знамя на здании администрации Херсона. Позывной сына – «Жеглов». Мы писали о нём. Поговорили с Юрием Козленко о семейных ценностях, деятельной любви к России военной службе

– У вас столько боевых наград... Просто удивляешьсякакоткуда?

Читать далее