Если конкретно и в цифрах – исследователи фиксировали тот факт, что у наиболее успешных из экзаменуемых пульс был выше нормального уровня в среднем на 29,5 ударов в минуту.
А у тех, кто ушел с экзаменов с наихудшими результатами, ритм сердцебиения был ниже нормального примерно но 3,9 ударов в минуту.
Однако есть важный нюанс: далеко не в каждом случае отмечалось повышенное сердцебиение, когда студент признавался, что сильно нервничает.
Научные работники старались выяснить, что именно способно спровоцировать скачок пульса – и предположили, что вероятнее всего – нервное волнение или концентрация и повышенная внимательность.
Нервное волнение по-научному называется «положительный стресс», и для студента во время экзамена это в порядке вещей: он прилагает усилия, чтобы привести мысли в порядок и сфокусироваться на стоящей перед ним задаче.
Повышенное сердцебиение – маркер того, что студент предельно сосредоточен, говорит ведущий автор исследования Сьюзан Чамберлейн. Это и стимулирует его выложиться на все 100% – и прийти к лучшим результатам.
Уточним, что все участники наблюдений носили кардиомониторы – как до экзаменов (за несколько часов до), так и непосредственно во время.
У студентов, которые получили лучшие оценки, был зафиксирован подъем пульса с 79,8 до 103,7 ударов в минуту в течение экзамена. У тех же, кто, скажем так, не особо блеснул результатом, сердцебиение поднималось с 78,5 до 82,4 ударов в минуту (все – в среднем).
Показатели любопытные, но ученые делают оговорку, что не могут с уверенностью утверждать, что причина хороших оценок –именно в повышенном сердцебиении.
А тем более то, что если добиться этого перед экзаменом как-то искусственно – это непременно должно положительно повлиять на итоговые результаты.