Дом Мафагела стоит на улице Шапсугской, в самом начале аула, как бы по праву старшего, первым приветствуя и встречая всех въезжающих в Агуй-Шапсуг. Хозяин вышел на освещенный осенним солнцем двор, где под навесом, на столе в лучших традициях было подготовленно сезонное угощение — зрелая янтарная хурма.
Как это принято у адыгов, двор родительского дома граничит с дворами детей, чтобы все были рядом. У Селима Хатыновича четверо детей, четверо внуков, четверо правнуков. Со своей супругой Нуретой из рода Нагучевых они живут в любви и согласии уже 62 года, подавая пример взаимного уважения и заботы молодому поколению.
Чистый ухоженный двор, где есть всё, чтобы встретить гостей, дать отдохнуть с дороги, беседовать с ними. Птицы, беспечно щебечущие на садовых деревьях, и два равнодушных к ним рыжих кота — даже это располагало к душевному разговору со старейшим жителем аула Агуй-Шапсуг.
– Салим Хатынович, что решают старейшины сегодня? Часто ли обращаются к ним?
– Начинается всё с воспитания в семье — с кружки воды, с просьбы. Сказал старший – принеси, дай, сделай, значит, нужно сделать. Всё зависит от уважения — к старшим, к своему роду, к себе, к человеку. Так воспитывали наших родителей, так воспитывали нас, мы старались так воспитывать своих детей. Но многое изменилось, многое упущено.
Совет старейшин в ауле возродился в 2002 году, до этого примерно полвека все держалось на традициях, привитых в семье. Много времени нужно, чтобы вернуть ту силу, которую когда-то имел совет старейшин. Вот, к примеру, собираем собрание, должны прийти двести человек, а приходят двадцать. Понятно, что люди заняты, работа у всех, дела…. Тем не менее, слово старших остается для большинства нашей молодежи законом, к нашему мнению прислушиваются.
В 2002 году в совет старейшин входило 15 человек, а сейчас осталось всего пять, где по возрасту Салим Мафагел самый старший
– Мы видим, как по всему миру на национальной почве вспыхивают конфликты. Всех испугало случившееся в дагестанском аэропорту. Вроде бы все воспитывались в одной стране. Как такое могло произойти?
– Я считаю, это результат многолетней работы западных спецслужб. Годами они сеяли зерна вражды, питали их, а вот теперь — пошли плоды. Нельзя оставлять без внимания любые неуважительные, враждебные выпады против людей из-за национальности. Нужно жестко пресекать сразу. Да, люди разные, но ценности у всех народов одинаковые — дом, семья, продолжение рода. Чаще к природе обращаться надо, радоваться жизни, беречь чистоту воды, леса, чистоту мыслей.
Люди разучились трудиться на земле. Раньше, чтобы жить, нужно было пойти за дровами, принести воду из реки, дом построить. А дома были какие! Мы жили в домах, крытых соломой и папоротником. Ставили такой дом на столбы, лозой оплетали стены, обмазывали глиной. Спали дети вместе — грели друг друга. В нашей семье было девять человек — семь детей и родители. Курицы одной хватало на два дня прокормить всех. Мамалыга, сыр — простая пища. Так все наши соседи жили в ауле.
Как вы считаете, какой период был самым тяжёлым для шапсугов?
– Великая Отечественная война — страшное время для всех. А нашу семью и еще семь семей из аула выслали в Казахстан, там отец сильно заболел и умер. В родительский дом вернулись только через восемь лет.
Но время многое меняет. Я пошёл в колхоз, он у нас богатый был! 47 лет в колхозе имени Ленина отработал – от садовода до агронома, закончил краснодарский сельхозинститут с отличием, привык жить активно, представлял наш район в краевом Совете депутатов.
Сегодня тоже вроде бы всё есть, жизнь стала на сказку похожа. Разве не чудо, можно говорить с человеком на огромном расстоянии и видеть его, как в зеркале? Когда-то нам старики рассказывали сказки о железных птицах, об опутанном паутиной небе — разве это не провода и самолеты?
Наука двинулась вперед, это хорошо, но люди отдалились от природы, многое утратили в человеческом общении. Не только у нас, повсюду.
Остаться людьми помогут только корни, возвращение к тому, что ценили предки, чему учили. А учили они прежде всего — жить в мире.
– Что будет дальше, каким вы видите будущее?
– Сохраняются в семьях традиции, язык, значит, сохраняется основа рода. К сожалению, на родном языке сейчас дома говорят не все. Хорошо, что у нас стали уделять внимание родному языку, в школе нашего аула детей учат говорить, читать, писать на адыгейском языке. И не только в нашей школе.
Время многое меняет в нашей жизни, в быту. Уже нет жесткого следования некоторым традициям. Раньше, перед тем как создать семью, молодые люди получали согласие старейшин. Теперь всё чаще создаются семьи межнациональные. Имена детям дают не только адыгейские, у моих дочерей, например, русские имена. Потому что живем все на одной земле, перенимаем друг у друга что-то, это — нормально. Но есть главное, что нельзя терять — уважение к себе и к другому человеку, какой бы национальности, веры он ни был! Вот тогда сохранить можно больше культуры, традиций, обычаев.
Очень хорошо, что у нас открыли «Центр национальной культуры причерноморских адыгов-шапсугов «Шапсугия», стену Памяти — молодежь может многое узнать о своем народе.
– Салим Хатынович, вопрос банальный, но я обязана его задать, по вашему мнению, есть какой-то рецепт долголетия? Как прожить долго и сохранить ясность ума?
– Чаще обращайтесь к своему организму. Заболит колено — спросите, почему? На самом деле наш организм сам подсказывает, что ему нужно. Не теряйте интерес к жизни, читайте. Я вот каждый день читаю. Книгу написал. Материал набрал на вторую книгу — о происхождении шапсугов, у меня есть не просто интересная теория, но и факты. Двигайтесь больше! Человеку для счастья и хорошей жизни надо всего несколько вещей: чистая вода, чистый воздух, чистая пища, свет и тепло. А еще — не забывать кто, ты откуда: все люди на земле — от одной пары рождены, из одной семьи.
«Мафагел» значит «летом рожден». В давние времена давали имена говорящие. Ребенок только появился на свет, а уже понятно какого он рода. Например, «нагуч» (с ударением на первый слог) переводится как «железные глаза», значит, зоркий. «Хунтыж» – волк. Так каждый род хранит связь времен в имени предка. Нагучевы, Шхалаховы, Мафагел, Тхагушевы, Аллало — за каждым вековая история, которую Салим Мафагел собрал в книгу. Десять лет работал, находя по крупицам факты из семейных архивов земляков