1 декабря 2023

“Тройка” для Светланы

Когда Светлана Одобеско едет за рулем своего автомобиля, окружающие чаще всего провожают ее удивленным взглядом. Все потому, что ездит Света не красивой маленькой женской машинке, а на ВАЗ-2103, выпущенном в 1974 году. Еще удивительней, что “тройку” Света покупала целенаправленно. Просто потому, что нравится и хотелось именно ее

Фото: Анна Бурлакова, "Туапсинские вести"

– Первой моей машиной была тоже “тройка”, заметного салатового цвета. Когда решила покупать автомобиль, решила, что буду искать именно ВАЗ-2103. В свое время он меня сильно зацепил: все эти детали хромированные, молдинги, вообще внешний вид. Такая модель была у моего бывшего молодого человека. Правда, от “тройки” там по большому счету оставался только кузов, потому что парень увлекался гонками и почти полностью переделал всю внутрянку. А я люблю ретростиль, винтаж, стоковые автомобили. По мне, модели, которые выпускались в 1970-е, в СССР в том числе, очень красивые. Вот поэтому искала именно “тройку”. Долго все сайты просматривала, и нашла в Архипо-Осиповке. Попросила знакомого, который жил в Джубге, съездить посмотреть – он одобрил. И я поехала ее забирать. Когда первый раз увидела, сразу поняла, что просто влюбилась в машину. Проездила на ней чуть больше года – из-за обстоятельств пришлось продать. Но уже поняла, что это – мой автомобиль на все 100%.

Фото: Анна Бурлакова, “Туапсинские вести”

Нынешняя “тройка” у Светланы не так давно. До ее покупки некоторое время девушка ездила на машинах знакомых, тоже на вазовской классике, кстати. В какой-то период купила Daewoo Matiz, но вскоре продала – не было большой надобности в автомобиле. Но когда переехала в Мессажай к маме поняла, что нужно снова покупать свой транспорт.

Фото: Анна Бурлакова, “Туапсинские вести”

– Зависеть от автобусов и такси – это не по мне. Бежишь, чтобы успеть на маршрутку и утром, и вечером, если вдруг кто-то сломался или опаздывает – нервничаешь, вечером тоже стараешься не опоздать на последний рейс. Машина дает тебе свободу передвижения. И я очень люблю водить, мне нравится быть за рулем. Поэтому решила, что буду покупать автомобиль. Что брать – даже не думала, только “тройку”. Бюджет был небольшой, конечно, поэтому немного трудно было найти. Я даже автоподборщика хотела нанять. Он, правда, очень удивился, когда я к нему обратилась – оказалось, он только подбором иномарок занимался. Но в итоге именно он нашел мою машину. Ему попался человек, которому нужно было срочно продать ВАЗ-2103, и он вспомнил про меня.

Фото: Анна Бурлакова, “Туапсинские вести”

С тем, чтобы решиться купить вторую свою “тройку”, шутит Света, она думала …целую ночь. А на утро поехала к продавцу, заехали на СТО посмотреть и проверить машину, и она ее купила. 

– Кузов у нее в хорошем состоянии, а все остальное вполне можно что-то отремонтировать, что-то заменить. Я первым делом запчастями закупилась, поменяла расходники: фильтры, масло, даже новые коврики в салон закинула, под цвет кузова (смеется). Знаете, один из плюсов советских, да и российских машин, то, что легко найти необходимые детали. Даже если их нет в магазинах, всегда на помощь приходят автосайты и тот же Авито.

Фото: Анна Бурлакова, “Туапсинские вести”

При всей своей любви к “тройке” Светлана признает, преимуществ в ней немного. Точнее – почти нет. Она не очень комфортна и не эргономична, задний привод не удобен при поездках зимой, нет гидроусилителя руля, к которому так все сейчас привыкли. Даже на трассе ВАЗ-2103 не будет ехать быстро, учитывая, что у него всего четыре скорости. Но при всех этих недостатках, цены на “тройки” не маленькие, а на те, что годами хранились в гараже, и вовсе начинаются от 300 тысяч рублей. 

– Это машина не для всех, только для любителей. У меня, например, все знакомые девушки у виска крутят, мол, зачем тебе эта развалюха, лучше айфон купи. Многие не понимают, почему не купить автомобиль на автоматической коробке. Но в механике же своя прелесть. Когда ты управляешь машиной, чувствуешь ее, вот эта игра со сцеплением – это настоящее искусство, я считаю. Конечно, механика механике рознь. На том же Matiz все было довольно просто. А “Жигули” есть “Жигули”. Это, наверное, одна из самых некомфортных машин, но меня это не пугает, я трудностей не боюсь. Такие автомобили тебя всегда держат в своеобразном тонусе, что ли. Да и опять же, механика – как велосипед. Один раз научился и навсегда.

Как признается девушка, благодаря машине, она познакомилась со многими интересными людьми. Вот, например, недавно ездила к друзьями в станицу Староджерелиевскую в Красноармейский район. По дороге собрала немало удивленных взглядов мужчин за рулем.

– На обратном пути, уже выезжаю на трассу из-под Краснодара и замечаю парня на иномарке, который меня на телефон снимает. Я рукой помахала и поехала дальше. А он меня обогнал, показывает, мол, сверни на обочину. Оказалось, что у него тоже когда-то была “тройка”, и он эту машину считает чуть ли не лучшей в линейке советского автопрома. В итоге добавил меня в группе в соцсетях, где все – любители машин из СССР. В Туапсе тоже местные ценители автоклассики часто подходят, знакомятся. Приятно, конечно, не скрываю. 

Фото: Анна Бурлакова, “Туапсинские вести”

Конечно, с такой машиной не обойтись и без сюрпризов, порой не очень приятных. Как-то на заправке она взяла и заглохла без видимых причин. Света с подругой вызвали знакомого на помощь. Перепробовали все, даже бензонасос поменяли – не заводится и все тут. В итоге оказалось, что дело было в одном из проводов, которые проходят под рулем. Только его подняли-подвинули и автомобиль завелся.

– Ну да, это минус старых машин, не только советских, все это понимают. Именно поэтому, как я уже сказала, машина не для каждого. Знаете только о чем жалею? Что меня не видит мой дедушка. Он очень любил машины, знал, как ремонтировать, ухаживал за ними. У него была “копейка” красивого василькового цвета, я хоть и маленькая была, помню, как он с ней возился. А бабушка рассказывала, что он всегда помогал, если видел, что на дороге кто-то сломался. Наверное, любовь к таким машинам у меня от него.

12 апреля 2024

Спасать людей после ДТП в Туапсинском районе бросилась случайно оказавшаяся рядом фельдшер

Ольга Раганян, 23-летняя сотрудница туапсинской Станции скорой помощи, на своей машине ехала по трассе Туапсе-Майкоп, где возле хутора Греческий столкнулись автобус и две легковушки.

«Я утром ехала на своей машине домой после смены, - говорит Ольга Вячеславовна. – И вдруг впереди произошла эта авария. Я сразу же направилась к людям, вдруг есть пострадавшие.

В автобусе пострадавшими оказались женщина и мужчина, нашлась аптечка в автобусе и вторая – в легковом автомобиле, где пострадал водитель. Я сделала перевязки, старалась поддержать пострадавших в этой стрессовой ситуации.

Читать далее
9 апреля 2024

Как в Туапсинском районе на след убийцы вывел череп

Под руководством Александра Логвина туапсинский Отдел милиции раскрывал до 300 уголовных дел
в год.

"В Агое в реке всплыл человеческий череп, в полицию сообщили местные жители, – вспоминает спустя почти сорок лет полковник милиции в отставке Александр Логвин.

– На место выехала группа криминалистов. Сначала выдвинули версию, что осадками подмыло одно из кладбищенских захоронений. Однако, детально осмотрев находку, наш эксперт заметил на костях черепа следы свинца. Кладбищенская версия рухнула, мы поняли, что имеем дело с убийством.

Читать далее
13 марта 2024

Марет Чачух научилась говорить по-русски в школе, а сегодня она – учительница адыгейского языка

На ее уроках ученики сош № 12 села Георгиевского познают не только письменную и устную речь своих предков, но и основы традиций, быта, причем, учат родной язык не только по учебникам, но и через танец.

«Очень люблю танцевать, - признается Марет Чачух. – В танце можно сказать все без слов. С танца началась моя работа педагога: учила молодежь Цыпки, где живу с 5 лет, как чувствовать ритм, как правильно двигаться. У некоторых плохо получалось, приходилось из двенадцати танцевальных частей делать только шесть.

Потом поняла: пока сердцем не почувствуют, пока душа не затанцует, так и будет. Ведь что получается? Раньше танец был обязательным на общих и семейных праздниках, танцевали родители, танцевали дедушки и бабушки. Танец для всех был частью жизни. Вот также и с родным языком.

Читать далее
8 марта 2024

Русская матушка

Ирина – жена священника отца Павла, мать троих детей, дипломированный врач. И хотя Международный женский день далекий от церкви праздник – отец Павел обязательно дарит матушке Ирине какой-нибудь милый подарок. Православным не возбраняется проявлять любовь и заботу в любобое время. Так что светское 8 Марта, славящее материнство и женственность, отмечают даже глубоко верующие люди.

Семья Чергинец приехала в Туапсинский район из зоны СВО, из Херсонской области, в ноябре 2022 года. Проводилась эвакуация мирного населения от украинских обстрелов. Прибыли в пункт временного размещения в Небуге, где до сих пор зарегистрированы. 

Павел и Ирина 13 лет вместе. Старшей дочке Марии 11 лет, сыну Ивану 7 лет, а младшей Анастасии 5 лет. Матушка занимается домом, детьми и помогает мужу во всем. Руководит сейчас церковным хором в храме при туапсинском роддоме. Детей, кстати, взяли в музыкальную школу. Ивана – на хоровое отделение, а Машу – на фортепиано. 

Читать далее
23 февраля 2024

Отец «Жеглова»

Юрий Козленко – учитель в туапсинской школе No2. Не все знают: на его счету 156 боевых операций во второй чеченской кампании. Он дважды ранен, дважды контужен. Служил в ФСБ, награжден как за боевые заслуги, так и за борьбу с религиозным экстремизмом, экономической преступностью.

Юрий Козленко воспитал сына, который поднял русское знамя на здании администрации Херсона. Позывной сына – «Жеглов». Мы писали о нём. Поговорили с Юрием Козленко о семейных ценностях, деятельной любви к России военной службе

– У вас столько боевых наград... Просто удивляешьсякакоткуда?

Читать далее