Разговор не очень приятный, но необходимый: о школьном травматизме. Вы удивитесь, но больше всего травм дети получают на… уроках физкультуры. читать дальше

55aed92b226b4

Разговор не очень приятный, но необходимый: о школьном травматизме. Вы удивитесь, но больше всего травм дети получают на… уроках физкультуры. Еще конкретнее – на занятиях легкой атлетикой, кто виноват и что делать – ох, эти вечные вопросы…

Анализ школьного травматизма показывает, что больше всего травм происходит при занятиях легкой атлетикой. Второе место занимают повреждения, полученные во время гимнастических упражнений на спортивных снарядах (конь, брусья, гимнастическое бревно). На третьем месте – спортивные игры с мячом (футбол, баскетбол, волейбол). Как правило, наиболее подвержены травмам в школах мальчики.

Ребенок обладает очень высокой активностью, импульсивностью, но не может еще адекватно оценить последствия своих действий и степень опасности. Кроме того, современные дети в большинстве своем физически недостаточно развиты: страдают координация движений и владение своим телом – ведь дети предпочитают проводить время за компьютером либо перед телевизором. Следующая причина детских травм – невнимательность взрослых. Коль скоро речь идет о травмах, получаемых ребенком во время пребывания в школе, то причиной становятся недочеты в организации проведения уроков, нарушение правил безопасности, в том числе из-за ослабления надзора за учащимися со стороны персонала школы.

Работа по профилактике детского травматизма должна вестись в трех основных направлениях:

– создание травмобезопасной среды, в которой пребывают дети;
– выработка у детей безопасного поведения в различных жизненных ситуациях;
– закаливание и физическое развитие детей, направленное на укрепление костно-мышечной системы и выработку координации движений.

Наиболее действенными мерами по предотвращению школьного травматизма являются:

– повышенное внимание всего педагогического коллектива, родительского комитета за поведением детей на переменах не только в помещении, но и во дворе школы;
– усиление ответственности учителя физкультуры за обеспечение безопасности детей на занятиях и недопущение травматизма;
– тщательная подготовка к занятиям залов, спортивных площадок, спортивных снарядов и матов, недопущение столкновений во время занятий во избежание травм;
– допуск детей к занятиям на спортивных снарядах и играх только после хорошей общефизической разминки;
– неуклонное выполнение правил страхования при упражнениях, связанных с риском падения;
– отмена занятия по физкультуре в случае отсутствия штатного учителя, отказ от подмены его случайными людьми.
– строгое соблюдение школьной дисциплины, предупреждение опасных шалостей, физических грубостей к сверстникам и необоснованного риска;
– прогнозирование возможных последствий в той или иной ситуации.

Взрослым необходимо всегда помнить, что избежать травм у детей школьного возраста можно при условии повышения ответственности школы за безопасность детей, соблюдения мер безопасности, построения программы занятий с таким расчетом, чтобы дети не были предоставлены сами себе, а находились под постоянным контролем учителя.

В жизни ребенка должна присутствовать адекватная его возрасту физическая нагрузка, возможность выплескивать постоянно накапливающуюся у него энергию. Направить ее в мирное русло могут и сами родители, привив своему ребенку любовь к спорту. Ребенок, занимающийся каким-либо видом спорта, не только физически крепче, но и, как правило, эмоционально более стабилен, обладает хорошей координацией, владеет способами подстраховки, умеет группироваться при падении, лучше осознает степень опасности некоторых действий.

По материалам Центра медицинской профилактики министерства здравоохранения Краснодарского края