25 октября 2013

…Только так научишься побеждать!

Финал краевого чемпионата по горным гонкам «просвистел» в субботу на трассе Шаумян – Чинары. Несмотря на дождь и ветер, посмотреть на яркое зрелище собралось много зрителей – кто-то заранее установил палатки, кто-то натянул тенты. А кто-то просто несколько часов простоял под дождем. Но зрелище того стоило.

36 машин всех марок и мастей носились на скорости по гравийной дороге.
Пилоты из Анапы, Новороссийска, Геленджика, Сочи, Горячего Ключа, Москвы и Брянска. И, конечно – наши, туапсинцы. Самый опытный – неоднократный победитель горных гонок туапсинец Сергей Пиджаков, он и стал абсолютным чемпионом по результатам всех этапов; самый юный – 18-летний студент Игорь Пономарев.

– Мы уже четыре года проводим открытый чемпионат Краснодарского края по горным гонкам, – рассказывает председатель оргкомитета чемпионата, председатель Туапсинской Федерации автомобильного спорта, чемпион России по автомобильному спорту, мастер спорта Валерий Трапезников. – И с каждым разом участников все больше. Например, на сочинском этапе было 70 машин. Всего на «Ралли-2013» было 8 этапов. Они прошли в Сочи, Адлере, Туапсинском районе и других местах края. Самый большой этап – 6 километров на горе Ахун. Здесь, под Чинарами – 3,5.

Сезон завершен. После подведения итогов горячие железные кони ненадолго встанут в стойла. И то для того, чтобы «подлечиться». Ведь весной начнется новый чемпионат – на этот раз Южного Федерального округа. И кубок России.
А мы задали несколько вопросов самому юному туапсинцу, участвовавшему в ралли, студенту, 18-летнему Игорю Пономареву, студенту 1 курса РГГМУ.

– Игорь, как получилось, что ты вместо того, чтобы тусоваться по клубам или «рубиться» ночи напролет в компьютерную игру, не в пример сверстникам, в свои восемнадцать лет успел и в соревнованиях на кубок России поучаствовать, и в открытом чемпионате Краснодарского края?

– Намек понял. Но скажу сразу – я и общение люблю, с компьютером на «ты». Но с детства заболел гонками – и с тех пор мне это больше всего интересно. Это случилось давно, когда еще гонки проходили в Гизель-Дере. Сейчас там дорога разбита, так жаль. А между тем, эта дорога в международной классификации горных гонок – 15-я в мире по сложности. А раньше, когда проходили гонки, я ходил туда с отцом. И никогда не забуду тот восторг, который охватывал меня от вида несущихся машин. Скажу по секрету, сам-то я водить машину научился, едва до педалей доставать начал. Папа – профессиональный водитель, я с ним в машине, сколько себя помню. Вот он меня и научил. Так что, когда пришло время получать права, я уже ездил хорошо. И даже пробовал гоняться по безлюдным заброшенным дорогам. Выезжали с друзьями, перекрывали старт и финиш, чтоб случайно никто не проехал – и гоняли.

– У нас модно по ночам прямо на улицах так гонки устраивать. Одно время – на Карла Маркса, потом на Набережной…

– Это – глупость, понты. Типа у кого машина круче. Себя показать, покрасоваться. Настоящие гонки – спокойные, и чем сложнее, тем интересней. Вот в субботу на финале такой дождина лил! Ветер чуть ли не сносил. Но зато и интересно в таких условиях – кто выстоит, справится, не ошибется? У меня очень хороший наставник Алексей Егоров – штурман победителя многих гонок, туапсинца Сергея Пиджакова. Штурман для пилота – не просто глаза и уши – мозг! Перед каждым соревнованием штурман проезжает трассу, как картограф, составляет ее подробный план, потом с пилотом штудирует, потом вместе проезжают. А уж когда непосредственно гонка идет, пилот может даже не смотреть по сторонам, он только слышит штурмана, который ему говорит «направо», «налево» или «газ», «тормоз» и так далее. Так что от штурмана зависит многое. Сейчас у меня очень хороший штурман – Денис Караяниди. А тренер – Алексей Егоров. Когда он начал со мной работать, я понял, что вообще ничего не знаю. Я-то думал, умею ездить. Пришлось забыть все, что «умел», и начинать учиться сначала. Как правильно руль держать, как в кресле сидеть – не говоря о том, как ездить. Он всему меня учил и продолжает учить, за что я очень благодарен.

– Твой номер начинался с нуля. Что это значит?

– Таковы правила любой гонки. Впереди основных, наиболее сильных участников, идет нулевая машина. Она – глаза и уши организаторов. У нас рация, включенная на той же волне. Мы все слышим, все видим. На нулевых очень большая ответственность – мы идем впереди основных и должны еще раз, последний, прокатать трассу. Они несутся следом и доверяют нам.
С другой стороны, организаторы должны быть уверены, что пилот на нулевой машине не увлечется гонкой, не позволит себе забыть все на свете. Результат здесь не главное. Он даже не идет в зачет.

– Тогда в чем же смысл участия?

– Колоссальный опыт. Быть нулевым на соревнованиях такого ранга – большая удача, я от имени всей семьи благодарю Валерия Ивановича Трапезникова, председателя оргкомитета гонок, за доверие. Ты начинаешь видеть гонку изнутри – и это дорогого стоит.

– Но ведь ваш результат даже не учитывают!

– Его учитывают. Он фиксируется, но я не участвую в общем зачете. В принципе, это не страшно. Зато я для себя делаю выводы, как проехал. Видел, как едут другие. Все это пригодится в будущем. Я был одним из нулевых на Кубке России (на соревнованиях такого ранга должно быть не менее трех нулевых машин – иначе гонки не состоятся), организаторы, видя, что я такой «зеленый», поставили меня последним. А когда к финишу пришел я один (из этой группы), в следующий заезд поставили первым.

–Что самое сложное на трассе?

– Зрители. При всем уважении, часто именно они становятся причиной аварий и недоразумений. Пилот на повороте может и по кустам дать, откуда ему знать, что там притаился зритель? А еще любят перебегать по трассе с места на место.

– А вдруг улетишь с крутого обрыва?

– Слава Богу, такого не было. Но дерево на повороте как-то зацепил. Помните, у Высоцкого? «Скорости не сбрасывай на виражах – только так научишься побеждать». Вот я и учусь…

20 декабря 2024

Турецкие фуры в Туапсе: вода – йок, туалет – йок

Туапсинский район заполонили турецкие фуры. Они стоят и ползут повсюду – в городе, на обочинах федеральной трассы. Их сотни, а кажется, что уже и за тысячу.

Обычно турецкие фуры возвращаются из России домой через Грузию. Но КПП «Верхний Ларс» был закрыт из-за снегопада, там скопились тысячи фур. Часть из них (у кого совсем горят сроки) их хозяева пообещали перевезти паромом из Туапсе. Они приехали, но шторм нарушил планы.

Сегодня почти полный штиль, но мы решили узнать, как долго турецкие фуры пробудут у нас, как выживали водители-иностранцы в такой ситуации. 

Читать далее
22 ноября 2024

Откуда в Туапсе уральский хлеб

Наш пост в соцсетях про уральский хлеб собрал много добрых отзывов. Обычно граждане активно реагируют на негатив. А тут! масса добрых высказываний и пожеланий. Значит, надо ехать в пекарню.

Фото: Анна Бурлакова, "Туапсинские вести"

Это - на улице Уральская. Поэтому хлеб туапсинский народ прозвал уральским. Нас встречают Артур Алтунян с супругой Арминой. Ведут нас в небольшой аккуратный производственный цех. Хлебопёки трудятся слаженно и быстро как на конвейере - каждый выполняет свою функцию. Тесто на глазах превращается в аппетитные хрустящие булки. И вот они уже в лотках. Приезжают экспедиторы, забирают небольшими партиями. Сразу развозят по городу. Так по два-три раза в день. Поэтому уральский хлеб на прилавках всегда свежий и часто ещё теплый.

-Расскажите, у вас есть какой-то особый рецепт? Почему у вас хлеб такой вкусный? – интересуемся мы.

Читать далее
29 октября 2024

Туапсинец стал волонтером ещё до начала СВО

Ваге Арутюнян рассказал, как это произошло, в чем сегодня нуждаются бойцы, о своих поездках в зону спецоперации.

Ваге Арутюнян - координатор БФ «Колокол-Туапсе», на его счету десятки поездок с доставкой гуманитарных грузов в Донецкую, Луганскую, Курскую, Белгородскую область.

По его словам, еще до начала СВО случайное знакомство переросло в желание помогать тем, кто борется с нацистами на Украине.

Читать далее
19 сентября 2024

Туапсинка Екатерина Дудченко рассказала, как после войны училась в Херсонской области

Нашей подписчице Екатерине Дудченко 85 лет. Ей исполнилось семь в 1946 году. Она жила с родителями в Каховке. Там она пошла в первый класс.

«Сначала мы ходили не в школу, а в приспособленное помещение, - вспоминает Екатерина Федоровна. – Сидели в классе прямо на полу, потому что сидеть было не на чем. Учительница стояла у окна. А мы на колени себе клали фанерку, а на фанерку бумагу. У большинства детей вместо бумаги газеты были.

У меня было что-то наподобие блокнота. Дядя был бухгалтером в селе, вот и дал мне блокнот. Чернила стояли у нас рядом на полу.

Читать далее
17 сентября 2024

Как туапсинский токарь стал Фазой-артиллеристом

Никита служит сейчас на Донецком направлении. Его призвали в сентябре 2022 года в первую неделю объявленной частичной мобилизации.

Он даже заранее собрал вещи, потому что был уверен, что мобилизуют. Не дождавшись повестки, по звонку из военкомата сам приехал.

До этого Никита закончил Краснодарский машиностроительный колледж (КМСК) и получил специальность – токарь. Прошел обучение в ДОСААФ на права категории «С», отслужил срочную службу. Работал оператором газораспределительной станции в родном поселке.

Читать далее