В канун Международного дня Черного моря студенты Туапсинского филиала Российского государственного гидрометеорологического университета и Туапсинского гидрометеорологического техникума ознакомились с работой Туапсинского балкерного терминала. И провели на его территории лабораторные занятия по исследованию проб воздуха и морской воды.

(На фото: работники ТБТ во главе с исполнительным директором Дмитрием Тютиным, педагоги РГГМУ и гидрометеотехникума и студенты на совместном занятии на ТБТ)


– Мы не впервые проводим практические занятия на ТБТ, – рассказывает лаборант аналитической химической эколаборатории Туапсинского гидрометеотехникума Татьяна Загребина. – По договору с терминалом для наших студентов упрощен порядок пребывания на территории предприятия, и они проходят здесь практику. На территории ТБТ занятия проходят примерно раз в квартал. Каждый раз участвуют новые студенты. Ребята ждут этих занятий, потому что им интересно увидеть изнутри, как устроено серьезное предприятие, как оно работает. Особенно такое современное, как ТБТ, к которому всегда приковано внимание.

Первым делом ребята познакомились с исполнительным директором Туапсинского балкерного терминала Дмитрием Тютиным. Он приветствовал ребят, и рассказал об открытости предприятия, о том, что здесь всегда встречаются с общественностью и готовы к любым конструктивным диалогам.

– Мы рады видеть вас у себя в гостях на территории терминала, – сказал Дмитрий Тютин. – Мы покажем вам, как работает ТБТ, вы познакомитесь со всем процессом перевалки минеральных удобрений, сможете сами убедиться в технологичности и экологичности предприятия. Для нас важно, чтобы вы всё увидели своими глазами. Это всегда лучше, чем пользоваться слухами.

Директор рассказал об истории предприятия, о его текущей работе и о планах развития. Ведь ничто не стоит на месте и должно развиваться. Также и нашему предприятию, чтобы достичь планки, установленной на стадии проектирования терминала, необходимо более эффективно использовать причалы. И для этого на ТБТ планируется существующий пирс, по другую сторону имеющегося причала, дооборудовать еще одним причалом, чтобы суда различного размера и вместимости могли, не мешая друг другу, принимать груз, и не простаивали сутками на рейде. «Оборудование терминала это позволяет», – сказал Дмитрий Тютин.

Работа молодых экологов началась с инструктажа по технике безопасности и получения экипировки. В конференц-зале для ребят провели видеообзор предприятия, и они отправились на территорию. Сначала студенты увидели, как минеральные удобрения разгружаются из вагонов на станции разгрузки вагонов. При этом никакого запаха не почувствовали.

– Я раньше много слышала о терминале, – говорит студентка Любовь Твердохлебова, – разное говорили, и даже о том, что он якобы опасен он для окружающей среды. На самом деле убедилась: экологичное предприятие. Многие-то и не знают, как на самом деле, пользуются слухами и сами их распускают. Я, к примеру, не знала, что повсюду стоят аспирационные системы пылеудаления, что весь маршрут конвейера с грузом автоматически останавливается при малейшей неполадке, что у ТБТ свои очистные сооружения. Наверное, надо больше об этом рассказывать.

Далее студенты направились в сердце терминала – центр управления погрузкой. Вот там-то и увидели терминал изнутри. На огромном экране – мнемосхеме одним кликом мышки можно развернуть карты передвижения груза, схемы освещения терминала, увидеть разом все транспортеры, склад, работу кратцер-крана. Все схемы работают онлайн в режиме реального времени. Управляет процессом перегрузки один дежурный оператор, и самой судопогрузочной машиной управляет ещё один человек.

– Мне, как будущему экологу, было особенно интересно посмотреть, какие здесь системы защиты, – говорит четверокурсник Алексей Лимберт. – Я интересовался аспирационными системами, оказывается, воздух прошедший очистку в системах, выходит в атмосферу очищенным на 99,96 %. Интересны системы блокировки работы при аварийной ситуации и так далее. Поразило, конечно, что практически всем терминалом управляет один оператор. Все автоматизировано и компьютеризировано. Технологии иностранные, а компьютерное обеспечение российское.

Будущему экологу Алексею Лимберту и его одногруппнику Константину Иванову предстояло произвести замеры проб воздуха и морской воды под бдительным надзором опытного лаборанта. С газоанализатором, прибором, который они принесли с собой, ребята справились за несколько минут. Вставили кассеты, настроили – и через пятнадцать минут уже был готов результат: на территории ТБТ превышений по диоксиду углерода не выявлено.

– Мало того, – говорят ребята, – его значительно меньше даже допустимых норм. Допускается 3900, а прибор показывает 930.
Замеры проб воздуха производились в непосредственной близости станции разгрузки вагонов. На причале терминала ребята по всем правилам произвели забор проб морской воды из акватории. Забор проб морской воды производился в момент погрузки судна, под
погрузку как раз стало судно «WILSON LISTA», шла погрузка приллированного карбамида. Анализы на содержание в морской воде нефти и водородных примесей провели уже в экологической лаборатории техникума. Результат – ПДК не превышено. А нефтесодержащих продуктов у причала ТБТ вообще не обнаружено. Ребята получили хороший опыт работы по экологии на терминале. За практическую работу студентам-экологам поставили оценку «отлично».