Пусть история не признает сослагательного наклонения, но иногда ей не откажешь в воспитующем остроумии. За несколько недель до дня рождения легендарного героя Гражданской войны В.И. Чапаева прах не менее легендарного белого генерала В.О. Каппеля был перенесен из китайской эмиграции и торжественно захоронен на кладбище Донского монастыря. На похоронах присутствовали родственники мученика за Россию, произносились речи об историческом перемирии. Однако такое сближение столь разнополюсных событий в иных головах и душах создало болезненное напряжение. Иногда оно способно разрядиться поэтической искрой.
В народной памяти Чапаев не утонет
И на века свой тлен переживет.
Вновь каппелевцы Каппеля хоронят,
А раненый Чапаев все живет!
Автору повезло вырасти как раз в тех местах, где жил и воевал комдив Чапаев. Саратовщина. Заволжские степи, Балаково. Более того, как и автор стихотворения, он тоже играл « в Чапаева». Причем, при наличии в его хулиганистой компании носителей фамилии и потомков Василия Ивановича имел заслуженную честь исполнять роль Чапая. Как и автор стихотворения, переплывал, загребая одной рукой, местную речушку, отражал «психическую атаку». Молодым журналистом отдал дань любви герою своего детства, доказывая анекдотичность и кощунственность присутствия на стене ресторана города Пугачева мемориальной доски, извещавшей, что 28 сентября 1917 года в этом здании В. И. Чапаев вступил в ряды ленинской партии.
«Героизм – это род смерти, а не образ жизни», – метко подметил остроумный чех Габриэль Лауб. Возможно, это наблюдение он сделал после просмотра фильма «Чапаев», ставшего антитезисом реальному герою Гражданской войны. Самые легендарные сцены гениального фильма, оказалось, придуманы великими режиссерами и выдумщиками братьями Васильевыми (кстати, и их близкое родство – пиаровский ход). Не скакал на врага впереди казачьей лавы в крылатой бурке Василий Иванович – он командовал 25-й стрелковой дивизией, которой эскадроны по штату не полагались. Бывший балаковский плотник Василий Иванович коней не любил.
Его, комдива, однажды за сбитые лошадиные спины принародно отхлестал плеткой отец Иван Степанович, служивший в дивизии конюхом. Чапаев предпочитал передвигаться по заволжским и уральским степям на автомобиле. Их у Василия Ивановича за короткое время перебывало аж три: алый «Стевер», синий «Паккард» и скоростной желтый «Форд». Последний развивал скорость до 70 верст, и исторически достовернее была бы чапаевская атака на «Форде». Правда, рубить шашкой из авто несподручно, да и бурка не так эффектно вьется – и это для братьев Васильевых решило дело.
Не лучше обстоит дело и с достоверностью знаменитой «психической атаки» каппелевцев. В тексте романа Фурманова, по которому вдова писателя Анна Никитична писала сценарий фильма, эта сцена отсутствует. Ее появление в фильме целиком на совести «братьев»-режиссеров, один из которых даже снялся там в образе поручика со стеком и папиросой в зубах, невозмутимо марширующего под огнем в первой атакующей шеренге. Историки Гражданской войны знают, что в 1919 году Каппель и его Волжский корпус воевали на Средней Волге и никоим образом не могли войти в боевое соприкосновение с дивизией Чапаева, воевавшей в районе Нижней Волги и на территории Уральского казачьего войска. Нынешних историков немало смешат и черно-белые, с аксельбантами мундиры «каппелевцев. Такая форма была присвоена частям другого белогвардейского генерала – С. Маркова, но воевал Сергей Леонидович и вовсе на Юге России.
Могли ли режиссеры, бывшие бойцы Конной армии Буденного, не знать этого? На некоторые предположения наталкивает выбор именно этих белых русских генералов. Известно, что ни Владимир Оскарович Каппель, ни Сергей Леонидович Марков не проиграли красным ни одного сражения. Даже «красный граф» Алексей Толстой в главе романа «Хождение по мукам», которая называется «Штурм Екатеринодара», не посмел опорочить воинскую честь генерала Маркова. Это оказалось под силу ветеранам-буденновцам. Позднее таким же способом Голливуд будет камуфлировать военный позор своей страны, снимая боевики о Рэмбо и других героях начисто проигранной вьетнамской войны.
И наконец, киноверсия гибели легендарного комдива. После окончания Великой Отечественной войны фильм «Чапаев» демонстрировали в Будапеште. В советское посольство обратились два пожилых венгра. Они утверждали, что были бойцами венгерского отряда, воевавшего в составе чапаевской дивизии. И именно они на створке ворот переправляли через реку Урал раненного в живот Чапаева. На противоположный берег они доставили командира еще живым, но он был безнадежен. Умершего Василия Ивановича они зарыли тут же, на берегу. Но, вернувшись через несколько дней с красными частями, не смогли указать место захоронения.
Могилу Чапаева долго и безуспешно искали. Официально он числился «без вести пропавшим», но по фронту ходили упорные слухи, что раненый комдив попал в плен и был расстрелян белыми. А Иван Степанович Чапаев до конца жизни не верил в смерть сына: гадалки, к которым он обращался, в один голос убеждали его, что комдив жив.
Много отделяет нас от времени российского апокалипсиса. «Призрак коммунизма» ныне уже не рыщет по России, и идеологический угар начинает покидать даже самые некрепкие головы. На родину возвращают останки героев. Наконец, и у красных, и у белых будет одна земля. Надо ли их могильные пригорки снова превращать в брустверы новых окопов? Не торопитесь с ответом, помолчите. Подумаем.
Александр Рекеда