В этом году «порог успешности» сдачи единого госэкзамена по русскому языку был снижен с 36 до 24 баллов, то есть читать дальше

В этом году «порог успешности» сдачи единого госэкзамена по русскому языку был снижен с 36 до 24 баллов, то есть на треть. Тем не менее, по статистическим данным Министерства образования процент выпускников, получивших высокий балл (от 80 и выше), снизился с прошлогодних 14 процентов до 13,2. Пора бить тревогу!

Рособрнадзор пояснил, что пониженные проходные баллы ЕГЭ необходимы «для получения выпускниками аттестатов о среднем образовании и возможности в дальнейшем получить профессию в учреждениях профессионального среднего образования» (то есть для студента техникума общие правила грамматики и пунктуации действуют с послаблениями, можно «жы» и «шы» иногда?). Ну, а на деле получается, что полученные 24 балла по русскому языку сохраняют шансы поступления в высшее учебное заведение абитуриента с сомнительным уровнем грамотности, дискредитируя тем самым высшее образование! «Вместе с порогом успешности снижается и уровень грамотности», – считают члены Совета по культуре и искусству при Президенте РФ, называя ситуацию «чудовищной».

Впрочем, Министерство образования России в оправдание снижения и процента тех, кто написал ЕГЭ на «отлично», говорит, что, дескать, в этом году «снижение средней оценки напрямую связано с ужесточением мер контроля за сдачей единого госэкзамена». Контроль-то контроль, да вот только правила просто знать надо и уметь их применять! К слову, у педагогической и академической общественности России есть серьезные претензии и к самой форме сдачи экзаменов по русскому языку. Они считают, что «тест не дает четкой картины, как ученик умеет использовать правила в устной и письменной речи». Получается, что весь процесс обучения русскому языку сводится к «натаскиванию» на тесты, а ведь главным показателем уровня грамотности, равно как и мыслительного процесса, является письменная речь! Что ж, кажется, достучались – сегодня Минобразование России всерьез рассматривает возвращение выпускного сочинения на свободную тему! Возможно, это поможет не только заставить школьников учить правила, но и научит читать художественную литературу современных старшеклассников, а не «самостоятельно находить комментарии и краткие содержания в интернете».

Кстати…

Очень интересный эксперимент провели наши коллеги-журналисты «Первого канала» телевидения: они дали выполнить задания ЕГЭ по русскому языку людям 25 – 30 лет, имеющих высшее образование. Так вот, без повторения и подготовки экзаменуемые, выполнив 30 заданий из 100, заработали, в среднем по 20 баллов! То есть в три раза лучше, чем сегодняшний среднестатистический выпускник! Есть повод задуматься? Думаю, да. Кстати, победа в борьбе с всеобщей безграмотностью, по-моему, была главной заслугой и завоеванием советской власти. Может, поспешили мы сбросить со счетов школу советского образования, когда урок учителя строили, ориентируясь на «отлично», а результаты зависели от того, насколько дети были прилежны? Как бы то ни было, снижать «порог» нашей грамотности уже некуда, остается только не переступить черту.

Оксана Смелая