13 ноября 2014

Казачий рассвет над Таманским заливом

Туристический сезон в этом уникальном этнографическом комплексе длится с мая по ноябрь. И ежегодно единственный в мире музей казачьей культуры под открытым небом (а его общая площадь – больше 14 футбольных полей!) посещают порядка 600 тысяч человек. На Таманский полуостров приезжают туристы со всех уголков России и из-за рубежа, чтобы своими глазами увидеть, какие они, […]

5

Туристический сезон в этом уникальном этнографическом комплексе длится с мая по ноябрь. И ежегодно единственный в мире музей казачьей культуры под открытым небом (а его общая площадь – больше 14 футбольных полей!) посещают порядка 600 тысяч человек. На Таманский полуостров приезжают туристы со всех уголков России и из-за рубежа, чтобы своими глазами увидеть, какие они, легендарные кубанские казаки, понять, в чем их нерушимая сила и самобытная красота народной души. И – взглянуть на мир по-новому, сквозь яркие ленты многоцветного венка праздников и фестивалей в «Атамани».

[box type=»info» size=»large» style=»rounded» border=»full»]3 000 000 человек посетили этнокомплекс «Атамань» за 5 лет[/box]

«У каждого из нас на свете есть места…»

Заходишь в хату через темные сени и тут же жмуришься: сквозь вышитые занавески солнце настойчиво пробивается и уже по-летнему греет. И, вдруг наполнившись забытыми чувствами, встаешь оробело у открытой двери и, ощущая кожей золотую дымку света, долго смотришь на красных узорчатых петухов, которые вышагивают по краю рушника. На рушнике таком же, вспоминаешь ты, стоял на столе глэчик с парным молоком и расписное блюдо с пирожками. И бабушка твоя, уже нарядная по случаю станичного праздника, но все еще хлопоча у горячей печки, будит тебя завтракать…

Музей-станица «Атамань» возникла на карте Краснодарского края в 2009 году. За считанные месяцы инициатива губернатора Кубани Александра Ткачева создать в регионе культурный заповедник казачьей жизни стал народным проектом. Люди со всего края съезжались ставить хаты-мазанки посреди степи. Строили и в дождь, и в зной. Открывали всем вековые кладовые памяти: поднимали из архивов старинные фотографии и описания быта, по которым обустраивали хату за хатой, улицу за улицей. Везли и дарили «Атамани» бережно сохраненные семейные реликвии, бесценные раритеты – предметы мебели, посуду, одежду, домотканые половики и рушники из «бабушкиных сундуков». Здесь и замечательная старинная бульонница на спиртовке на одного-двух человек — такие брали с собой в военные походы казачьи полковники и генералы. И трофейный граммафон, и походная кружка, сделанная из военного снаряда 1914 года — память о боевом прошлом казачества, его верной службе Отечеству. Эти и другие фрагменты народной памяти складываются в картину разнообразной жизни кубанского казачества. Есть в экспозиции и работы современных талантливых умельцев, созданные в духе лучших кубанских традиций, хранящие тепло рук мастера.

– Мы когда переезжали – все порастеряли, даже фотографии свадебные дедушки и бабушки. А сегодня я внуков своих из Питера привезла в «Атамань», хоть на чужое прошлое посмотреть… Хотя нет, не чужое: все равно оно наше, казачье! – обратилась ко мне бывшая жительница станицы Пашковской, а ныне жительница Санкт-Петербурга Альбина Новикова.

С Альбиной Андреевной и ее внуками Димой и Аленой на фестивале «Маевка в «Атамани» мы встретились в хате невесты «Куток нареченной». Шестилетняя Аленка зачарованно рассматривала старинное невестино платье, перекинутое через спинку стула, словно его хозяйка сто лет назад готовясь к свадьбе, вышла буквально на минуточку.

– Бабушка, пойдем в «Хату Кузнеца», за счастливой подковой! – потянул за руку первоклассник Димка.

– Нет, сначала – в «Хату бабы Яги»! – заспорила сестра.

– Обязательно поднимитесь на холм, в часовню, – посоветовала я туристам. – Оттуда вся «Атамань» видна как на ладони. Хотите, вместе прогуляемся?

Копия 2

И пока свежий весенний ветер разносил над заливом последние клочки тумана, а утренняя этностаница наполнялась цветом и звуками первого в этом году фестиваля, мы по дороге в часовню заглядывали в гостеприимные хаты. И всюду нас старались накормить, напоить, одарить. Так что мы на каждом шагу говорили «Спасибо» и бесконечно, до боли в щеках, и совершенно по-детски улыбались.
А там, на холме, под сквозными арками храма, открытого на все стороны света, озорной ветер сначала растрепал нам волосы, взметнул с плеч цветастые шали, а потом внезапно стих, словно скатился с холма. И вдруг – вновь рванулся вверх и овеял нас дыханием бирюзового залива, пробужденной весенней степи, лихим и бессмертным духом станичной казачьей свободы…
Расстались мы у подножия храма. Димка – настоящий казачок в кубанке с черным околышем и алым верхом, его сестрица-Аленушка — в веночке из ярких цветов. И с ними — их уже не питерская, а совершенно кубанская бабушка… Я долго смотрела им вслед, пока не захватила и не увела их в фестивальный круг многоликая, веселая и поющая Кубань, празднующая атаманский-первомайский праздник.

Родина нашего прошлого

Этот год для «Атамани» вдвойне праздничный: самый большой в мире казачий этномузей под открытым небом отметил и свое пятилетие, и всероссийский Год культуры. И каждый фестиваль притягивал все больше посетителей «двойным» зарядом ярких событий с неповторимым кубанским колоритом. К слову, радовать гостей в «Атамани» готовы много и часто, не боясь конкуренции с многочисленными соседними приморскими аквапарками и дискотеками опен-эйр. Благодаря кураторам проекта – вице-губернатору Кубани Галине Золиной и краевому министерству культуры – этностаница не перестает удивлять разнообразием оригинальных фестивалей и конкурсов.

В среднем один праздник собирает порядка 13 тысяч гостей и участников. А на главный фестиваль этнокомплекса – «Легенды Тамани» – «Атамань» традиционно принимает десятки тысяч гостей.

В 2014-ом этностаница гуляла и вовсе в режиме «нон-стоп», по нескольку тематических событий за уикенд. Кубанские частушки, вареники, шашлыки, рыбацкие байки становились источниками творческого (кулинарного, песенного, танцевального) вдохновения для хозяев подворий и участников самодеятельных фольклорных коллективов… Как вам слияние рева мощных моторов, рок-аккордов и кубанской песни на «Байк-фестивале»? Это совершенно неожиданное и смелое сочетание культур и традиций прошло просто «на ура». Полторы тысячи всадников на железных конях съехались в начале августа на берег Таманского залива. Не столько «себя показать», сколько — осознать себя частью общей истории, культуры. Понять силу и мудрость древней и славной земли с тысячелетним прошлым, хранящую память Древней Греции и Византии, прославленную русскими воинами и поэтами.

Петь, плясать и целоваться

Копия 4

Но, конечно, исконно казачьего, кубанского – такого, чего больше нигде в одном месте и не встретишь — в «Атамани» больше всего. От цветистого и мелодичного местного диалекта-балачки до традиционной широкой свадьбы. Именно она славится на всю Россию по-южному щедрой и дружной народной гульбой! И этим летом в этностанице свадебные обряды одновременно проходили на нескольких площадках тематического фестиваля. На каждом подворье были свои женихи и невесты, повсюду звучали свадебные песни, частушки, байки, ведь вся душа, вся поэзия кубанской свадьбы раскрывается именно в них!
А уж какие царские караваи здесь на рушниках жениху и невесте преподносят – из кубанского золотого зерна, в лепных цветах, с живым ароматом свежего доброго домашнего хлеба!

На фестивале «Атамань» свадебная» можно было попробовать и совершенно уникальную обрядовую выпечку – «шишки» (сдобные булочки в форме шишек хвойного дерева) и «гильцэ» – запеченные в сладком тесте и украшенные конфетами веточки вишневого дерева. На современных станичных свадьбах они так же, как и сто, и двести лет назад, символизируют удачу в любви, счастье в семейной жизни и благополучие в доме.

– В «Атамань» мы приезжаем не в первый раз, а сегодня попали прямо на свадьбу, и наша старшая дочь уже решила, что выйдет замуж по всем казачьим традициям! – говорит Людмила Фурманова из Красноярска. В ее руках – блокнот, в который она старательно записывает все особенности кубанского брачного обряда

– Да что там казачья свадьба! У меня ребенок тыкву у плетня увидел и побежал щупать – настоящая или нет? Настоящая! – вступает в разговор житель Москвы Виталий Колобродов – У вас же тут все как в жизни – растет, дышит, поет, пляшет! Мы даже, уж простите, большой подсолнух сорвали у входа, на память: семечки в нем уж очень классные!

– Пойдем, пойдем, ребятушки, на одну минуточку, – подскочил к туристам доброглазый пышноусый друг жениха-«дружка» с разукрашенным лентами свадебным посохом.

И не успели все опомниться, как оказались в хороводе-игре, рука об руку с другими гостями «Атамани», а также с празднично одетыми казаками и казачками, женихами и невестами из разных районов края.

«На коленочки поставлю, целовать себя заставлю. Ой лели-лели-лели, целовать заставлю», — зазвучала строчка из обрядовой песни «Подушечка», и туристы оказались в центре хоровода с вышитой кубанским узором подушечкой в руках. А по правилам этой свадебной игры, нужно вставать коленями на подушечку с понравившимся человеком и троекратно поцеловаться, пока все в это время хлопают и поют. Подушечку как эстафету передают другой паре.

Целовались и обнимались в тот день в большом фестивальном кругу дети и родители, бабушки и дедушки, кубанцы и иностранцы, друзья, супруги и совсем незнакомые люди. И смеялись, и кричали «Хей-хей!» и «Любо!», потому что в каждом госте «Атамань» игрой, шуткой, песней, способна пробудить все самое доброе, светлое, всеобщее и непреходящее. И передать — легко и просто, словно эту подушечку — радостную и вдохновенную, искреннюю и сердечную любовь к Кубани.

Копия 7

Греет жизнь негасимый очаг…

В карусели фестивалей «Атамани», в водовороте радости от общения с гостеприимными казаками и казачками может показаться, что на благословенной земле, под теплым южным солнцем, так просто быть счастливым. И как повезло им, кубанцам, родиться здесь! Словно исполнила все их желания золотая рыбка из сказки, которую написал побывавший на Тамани великий русский поэт Александр Пушкин. Но это если совсем не заметить на подворьях и в хатах этнокомплекса жернова, ткацкие станки и прялки. Если не услышать, как бьет по наковальне тяжелый кузнечный молот. Не вспомнить, как ценой собственных жизней защищали казаки вверенные им рубежи России.

Воины и пахари, ремесленники и художники, хранители главных семейных ценностей и духовного очага православной веры… Именно вера помогала им жить, была их опорой и главным нравственным законом на ратном поле и в мирном неустанном труде. И третий большой праздник 2014 года для «Атамани» — 220-летие первого кубанского храма Покрова Пресвятой Богородицы в Тамани и приуроченное к нему прибытие животворящего Креста Господня из Арзамаса.

Это событие собрало больше 50 тысяч гостей, и православное торжество широко отметили в самой «Атамани» на ежегодном фестивале «Легенды Тамани». В этом году он проводился 23-24 августа и был также приурочен к важнейшей для Кубани исторической дате: именно в эти дни 222 года назад к берегу причалили первые челноки с запорожцами, которым императрица Екатерина II пожаловала в вечное пользование кубанские земли.

– Мы по традиции пятый год подряд празднуем здесь, на великой Таманской земле, большой праздник нашей истории и традиций. Потому что в «Атамани» собрано то, что близко и дорого нам, что очень трепетно для кубанской души, – сказал глава региона Александр Ткачев на открытии фестиваля, — Мы создали этот живой музей под открытым небом ради наших детей и внуков. Потому что без прошлого, без корней, без памяти и веры нет настоящего и будущего. И я хочу пожелать всем, чтобы дни, проведенные на Кубани, в «Атамани», запомнились навсегда как одни из самых лучших!

Галина Золина, вице-губернатор Краснодарского края:

– Когда люди приезжают к нам и впервые знакомятся с прошлым кубанских казаков, то всегда удивляются: откуда они черпали могучую энергию на военную доблесть и тяжелую пахоту, на победоносные походы, крепкие, многодетные семьи и бескрайнюю целину. Но, побывав в «Атамани», сразу чувствуют источник этой созидательной силы.
Наши предки умели жить и трудиться во благо и на радость – и себе, и людям. Раскрывать душу песней, передавать красоту родной земли в каждом стежке на рушниках и вышиванках, собирать мудрость отцов и передавать ее детям и внукам…
Мы – один из немногих регионов, где так трепетно относятся к своим истокам и традициям. Бог любит и бережет Кубань, потому что мы сами ее любим и бережем.

«Атамань» всегда радует гостей фестивалями кубанской кухни. В этом году лучшие кулинары из всех районов края не просто много и вкусно готовили – их блюда оживали на главной сцене этнокомплекса. Ростовые куклы-вареники водили хороводы и проводили конкурсы для зрителей. А уж сколько баек было рассказано на Дне рыбака про любимый черноморский деликатес – рыбку-барабульку!

Копия 7 (1)

Разносолы, каши, мясные блюда, пироги, узвары и разнообразная выпечка – все шло на общий атаманский стол, самый большой в крае. И чтобы накормить десятки тысяч гостей кулинары кашеварили целыми улицами. Одни готовили первые блюда, причем каждый район варил по 30 литров супа или похлебки. Другие – по 20 кг «второго»: ах какой аромат мяса с дымком и каши со шкварками разносился по казачьей станице! На третьей улице пекли пироги, кныши, караваи – все с разнообразными начинками: картошечкой со шкварками, квашеной капустой, сладкой вишней, сливой, клубникой. Но король кубанского стола, конечно, борщ. За его рецептом хозяюшки приезжают из самых дальних уголков России. Вот и жительницы Мурманска Светлана Канева и Маргарита Дикоева к фестивалю подготовились основательно: на этно-банкет приехали с блокнотами, по всем подворьям прошли, рецепты у хозяюшек выведали и записали.

– Я сама повар и понимаю все тонкости национальной кухни, – делится Светлана. – Тот же кубанский борщ без правильного подбора ингредиентов вкусно не сваришь. Для меня стало открытием, что изюминку этому блюду на Кубани придает корень пастернака и сало особого домашнего посола. Теперь морозной северной зимой мы будем есть настоящий горячий кубанский борщ с пампушками и вспоминать добрым словом красавицу-«Атамань»!

А под закат туристического сезона «Атамань» проводит фестиваль самого нежного, острого, сытного, душистого, домашнего, с дымком и в специях – самого любимого блюда жителей Кубани – сала! В этом году он пройдет в начале ноября.
Ежегодно на Кубани проходит более 400 фестивалей и немалую часть из них принимает «Атамань». В 2014 году гостей радовали на фестивалях «Маевка в «Атамани», «Легенды Тамани», «Атамань» свадебная», «Фестиваль частушки», «День рыбака», «Радуга семейных талантов», «Байк-фестиваль». А также – на конкурсе кубанской красы «Гарна молодычка», на кулинарных фестивалях вареников, галушек, кавунив (арбузов), сала и шашлыка. И, конечно, на празднике кубанского народного радио «Казак-FM».

 

Этнографический комплекс «Атамань»открыт ежедневно с мая по ноябрь. О жизни самой большой казачьей станицы, фестивалях и праздниках можно узнатьна официальном сайте www.atamani.ru.

 

Екатерина Тушкова

25 июня 2025

Древнейшие гарпуны: как 90 тысяч лет назад люди учились ловить рыбу

Станислав Дробышевский, российский палеоантрополог, кандидат биологических наук и популяризатор науки с МГУ, раскрывает, как древние люди учились добывать рыбу и морепродукты, превращая рыбалку в искусство выживания. Погрузитесь в историю, где костяные гарпуны и крючки из раковин открывали путь к освоению океанов, и узнайте, почему рыба может стать ключом к нашему будущему!

Задолго до появления современных удочек и сетей наши предки уже мастерски орудовали гарпунами, вылавливая гигантских сомов в реках Африки. Удивительно, но эти костяные орудия почти не отличаются от современных!

Рыбалка — это не просто хобби, а занятие, уходящее корнями в глубокую древность. Около 90 тысяч лет назад, в месте под названием Катанда (Республика Конго), люди уже научились ловить рыбу с помощью сложных орудий — костяных гарпунов.

Эти находки, обнаруженные археологами, поражают своей продуманностью: зазубренные края и бороздки для крепления веревки делали гарпуны невероятно эффективными. Представьте: в тропическом лесу, где охота на крупных животных была затруднена, люди нашли способ добывать пищу из реки, вылавливая сомов длиной до полутора метров!

Читать далее

ГМО: почему бояться не стоит?

Генно-модифицированные организмы вызывают споры, но ученый Константин Северинов объясняет, почему страхи вокруг ГМО необоснованны

ГМО — это организмы, чей геном изменен для улучшения свойств, например, устойчивости к вредителям или повышения урожайности. Северинов подчеркивает, что такие продукты проходят строгие проверки на токсичность, как и любая другая еда, будь то яблоки или грибы.

Мифы о том, что ГМО изменяют человеческий геном, не подтверждены наукой. Пища, которую мы едим, переваривается, а ее ДНК не встраивается в наш организм. Северинов приводит пример: мы едим мясо и овощи, содержащие ДНК, но это не делает нас «огурцами» или «свиньями».

Читать далее

Генетические тесты: гороскоп или наука?

Генетические тесты обещают раскрыть тайны вашей ДНК, но насколько они точны? Константин Северинов называет их «генетическими гороскопами»

Генетические тесты могут выявить носительство мутаций, связанных с заболеваниями, но их развлекательная часть — вроде предсказаний о талантах или склонности к спорту — часто не имеет научной основы. Северинов сравнивает такие тесты с гороскопами: они дают общие утверждения, в которые легко поверить.

Тесты анализируют геном, сравнивая его с эталонным, и находят до 3000 отличий, которые делают каждого уникальным. Однако предсказания о сложных чертах, таких как интеллект, ненадежны, так как зависят от множества факторов. Северинов советует относиться к ним скептически и консультироваться с врачами для медицинских выводов.

Читать далее

Ген красоты: правда или вымысел?

Многие верят, что красота передается по наследству через гены. Но что говорит наука? Генетик Константин Северинов развенчивает мифы.

Сгенерированная иллюстрация по промту редакции АНДРЕЙ БЕЛЫЙ | ТУАПСИНСКИЕ ВЕСТИ

Красота — это субъективное понятие, которое сложно измерить объективно. Северинов подчеркивает, что гены действительно влияют на внешность, но нет никакого «гена красоты», который можно выделить.

Генетика изучает наследуемые признаки, такие как цвет глаз или форма носа, но их восприятие как «красивых» зависит от культурных и социальных норм. Так что мечты о генетическом рецепте красоты остаются фантазией.

Читать далее

Ген бедности? Ученые развенчивают мифы о наследственности

Существует ли ген, который обрекает человека на бедность или глупость? Доктор биологических наук Константин Северинов объясняет, почему такие утверждения — не более чем мифы.

Сгенерированная иллюстрация по промту редакции АНДРЕЙ БЕЛЫЙ | ТУАПСИНСКИЕ ВЕСТИ

Генетика — это наука о наследуемых признаках, но социальные характеристики, такие как бедность или успех, не имеют четкой генетической основы. Северинов в подкасте «Куджи» отмечает, что подобные черты чаще являются социальными конструктами, а не результатом работы генов.

Чтобы доказать наличие «гена бедности», нужно провести сложный эксперимент: скрестить людей с определенными признаками и проследить за потомством. Однако это практически невозможно, так как бедность зависит от множества внешних факторов, а не только от генетики.

Читать далее

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с политикой обработки персональных данных и использованием файлов cookie. Подробнее