23 января 2015

Паганини русской балалайки

Музыкант с мировым именем, туапсинец Алексей Архиповский считает, что своим успехом обязан учителям и жене. За десять минут  Алексей полностью реабилитирует русскую балалайку, которую считали устаревшим, «лубочным» инструментом. Архиповского иногда в шутку называют «Один в поле воин», ведь музыкант выступает без концертмейстера и оркестра, без «подтанцовок» и конферансье, и «держит» зал два отделения по 40 […]

b209

Музыкант с мировым именем, туапсинец Алексей Архиповский считает, что своим успехом обязан учителям и жене.

За десять минут  Алексей полностью реабилитирует русскую балалайку, которую считали устаревшим, «лубочным» инструментом. Архиповского иногда в шутку называют «Один в поле воин», ведь музыкант выступает без концертмейстера и оркестра, без «подтанцовок» и конферансье, и «держит» зал два отделения по 40 минут каждое.

…Международный гитарный фестиваль в Москве, зал набит до отказа, зрители в нетерпеливом ожидании. На сцену неожиданно выходит человек… с балалайкой в руках. У большинства этот инструмент ассоциируется с незамысловатыми народными мелодиями. Казалось бы, каким боком-припеком среди гитаристов оказался человек с трехструнной «игрушкой» в руках, на которой не то, что и «аккорд не возьмешь», так еще играть приходится в основном на одной – нижней – струне!

Поэтому Алексея Архиповского с его балалайкой зрители встретили… с прохладцей.
Всего через несколько минут стало ясно – на сцене не просто балалаечник, пусть даже исполнитель-виртуоз, на сцене – Музыкант! За десять минут Алексей полностью реабилитировал русскую балалайку, которую считали устаревшим, «лубочным» инструментом.

– Архиповский – это величина в музыкальном мире, – считает заслуженный работник культуры Кубани, дирижер туапсинского камерного оркестра Виктор Сорока. – Русскую культуру нужно поддерживать и оберегать. И в особенно трепетном отношении нуждается русская народная культура, русские народные инструменты, один из которых Алексей Архиповский не только по-новому открыл для людей, а можно сказать, возродил.

Для нас – тот же Леша

В 2011 году Архиповский был включен в российскую Книгу рекордов в номинации «Лучший в мире балалаечник». Ему уже много лет аплодируют самые престижные концертные залы мира, его время расписано буквально по минутам. Но, главное, что в водовороте гастрольной жизни, репетиций и выступлений, Паганини русской балалайки (так называют Алексея поклонники и музыкальные критики) не забывает свой родной город, земляков и, конечно, первых учителей…

Вот и в нынешние новогодние праздники Алексей нашел время пообщаться с Евгенией Николаевной Кулишовой, к которой когда-то девятилетним мальчиком пришел в класс балалайки в Туапсинскую музыкальную школу.

– Лёша был примерным мальчиком, – вспоминает Евгения Николаевна, – но очень упорным. Когда он ко мне пришел, мы полгода «переставляли» ему руку. Это требовало постоянных, даже физически трудных тренировок, как в классе, так и дома. Леша терпел, но зато уже в третьем классе он переиграл меня, исполнял произведения училищного репертуара, а в пятом — дал свой сольный концерт…

В этот раз учительница и ученик проговорили целых полтора часа!

– Конечно, он поделился своими успехами, рассказал о планах на будущее и пригласил меня в апреле на свой концерт в Москве, – рассказывает Евгения Николаевна. – Если не подведет здоровье, обязательно поеду послушать своего любимого ученика.
Бывший сотрудник туапсинской музыкальной школы Ирина Приданова тоже помнит Лешу (так его до сих пор называют учителя) еще маленьким мальчиком. А когда музыкант вырос, она некоторое время работала концертмейстером у своего ученика. Ведь основная черта Архиповского – не забывать своих первых учителей и наставников, людей, кто помогал ему на жизненном пути. По сей день Алексея с Ириной связывает крепкая дружба, несмотря на большие расстояния.

А.Архиповский. 25.10.2014 Краснодар с Ириной Придановой

– С теплотой вспоминаю тот далекий 1978 год, – рассказывает Ирина, – когда я, комсомолка, правда, не спортсменка, но красавица, приехала в Туапсе и пришла работать в музыкальную школу концертмейстером в класс балалайки к Евгении Николаевне Кулишовой. Ей тогда было всего 20 лет, но она уже была настоящим профессионалом.

Ирина с ностальгией вспоминает их класс № 19 с выкрашенными свежей краской стенами и портретами знаменитых балалаечников. Мог ли тогда подумать скромный туапсинский мальчик Алеша Архиповский, часами перебиравший струны под портретом знаменитого виртуоза Михаила Рожкова, что спустя много лет его кумир скажет о нем: «Удивительное явление в искусстве игры на балалайке! Я сам провёл с балалайкой 70 лет, но увидел через 70 лет такую вершину техники! Честно говоря – не ожидал… Героический труд! Честь и слава!»

Удержишь зал – получишь работу!

А потом была знаменитая Гнесинка, и служба в армии. Алексея отправили служить на Чукотку, в условия вечной мерзлоты.

– Живя в таком суровом климате, вы не боялись за свои руки – главный инструмент музыканта? – до сих пор спрашивают балалаечника.

– Играют не руками… – отвечает Архиповский. И в этом он весь.

В 1985 году Алексей становится лауреатом третьего Всероссийского конкурса исполнителей на народных инструментах. С 1989 года он солист Смоленского русского народного оркестра под управлением Виктора Дубровского. После смерти Виктора Павловича, которая стала для Архиповского большим потрясением, был переезд в Москву, с маленьким ребенком на руках, съемные квартиры, а главное – любовь и поддержка верной спутницы, жены Светланы, которая всегда верила в его талант.

В 1998 году в русском народном ансамбле «Россия» Людмилы Зыкиной заболел балалаечник, пригласили Архиповского. На одном из концертов зрители попросили продемонстрировать все возможности балалайки.

– Даю пять минут, – сурово сказала Людмила Георгиевна. – Сможешь удержать зал – будешь работать у меня!

Зал не отпускал Алексея двадцать минут.

От чистого истока

В 2002 году Архиповский стал выступать сольно. Начались гастроли по всему миру: Испания, Португалия, Монако, Австрия, Швейцария, Германия, Норвегия, Люксембург, Франция, Америка… И везде оглушительный успех, аплодисменты, поклонники и почитатели самобытного таланта. Архиповского иногда в шутку называют «Один в поле воин», ведь музыкант выступает без концертмейстера и оркестра, без «подтанцовок» и конферансье, и «держит» зал два отделения по 40 минут каждое.

– В мою жизнь вошли и сделали ее счастливой три человека — моя учительница Евгения Николаевна Кулишова, дирижёр Виктор Павлович Дубровский и, конечно, жена Светлана, – признается знаменитый музыкант.

Успехи, слава и внимание ученика – лучшая награда для учителей и наставников Архиповского. Туапсинцы же и жители Кубани гордятся своим земляком.

– Еще древние говорили, что «плох тот учитель, которого не переросли его ученики», – говорит Евгения Кулишова, – теперь могу с уверенностью сказать, что мне посчастливилось быть педагогом гения, я горда его достижениями. Но больше всего меня радует, что при всей высоте своего полёта, Алёша остался простым, душевным человеком!

Сертификат

Я много езжу по миру, выступаю, но все равно часто вспоминаю свой родной город. Туапсе для меня самый красивый город в мире, для человека нет ничего лучше его малой родины. Поэтому всем своим землякам, читателям газеты «Туапсинские вести» хочу пожелать здоровья, чтобы вас не покидала удача в это непростое время и чтобы вы занимались только тем, что вы любите делать, к чему лежит душа, ведь только это может сделать человека по-настоящему счастливым.

1 июля 2025

ТБТ: расти и развиваться

Традиционно в преддверии Дня работников морского и речного флота России Туапсинский балкерный терминал чествует тех, кто вносит вклад в его высокую эффективность, крепит трудовые традиции – и очень любит своё дело

На Туапсинском балкерном терминале трудятся профессиональные специалисты, команда, объединённая чувством ответственности  за успех общего дела, на высокий результат.

Сегодня – слово лучшим работникам ТБТ, труд которых будет отмечен к профессиональному празднику Благодарностями и Почётными грамотами.

Читать далее
25 июня 2025

Древнейшие гарпуны: как 90 тысяч лет назад люди учились ловить рыбу

Станислав Дробышевский, российский палеоантрополог, кандидат биологических наук и популяризатор науки с МГУ, раскрывает, как древние люди учились добывать рыбу и морепродукты, превращая рыбалку в искусство выживания. Погрузитесь в историю, где костяные гарпуны и крючки из раковин открывали путь к освоению океанов, и узнайте, почему рыба может стать ключом к нашему будущему!

Задолго до появления современных удочек и сетей наши предки уже мастерски орудовали гарпунами, вылавливая гигантских сомов в реках Африки. Удивительно, но эти костяные орудия почти не отличаются от современных!

Рыбалка — это не просто хобби, а занятие, уходящее корнями в глубокую древность. Около 90 тысяч лет назад, в месте под названием Катанда (Республика Конго), люди уже научились ловить рыбу с помощью сложных орудий — костяных гарпунов.

Эти находки, обнаруженные археологами, поражают своей продуманностью: зазубренные края и бороздки для крепления веревки делали гарпуны невероятно эффективными. Представьте: в тропическом лесу, где охота на крупных животных была затруднена, люди нашли способ добывать пищу из реки, вылавливая сомов длиной до полутора метров!

Читать далее

ГМО: почему бояться не стоит?

Генно-модифицированные организмы вызывают споры, но ученый Константин Северинов объясняет, почему страхи вокруг ГМО необоснованны

ГМО — это организмы, чей геном изменен для улучшения свойств, например, устойчивости к вредителям или повышения урожайности. Северинов подчеркивает, что такие продукты проходят строгие проверки на токсичность, как и любая другая еда, будь то яблоки или грибы.

Мифы о том, что ГМО изменяют человеческий геном, не подтверждены наукой. Пища, которую мы едим, переваривается, а ее ДНК не встраивается в наш организм. Северинов приводит пример: мы едим мясо и овощи, содержащие ДНК, но это не делает нас «огурцами» или «свиньями».

Читать далее

Генетические тесты: гороскоп или наука?

Генетические тесты обещают раскрыть тайны вашей ДНК, но насколько они точны? Константин Северинов называет их «генетическими гороскопами»

Генетические тесты могут выявить носительство мутаций, связанных с заболеваниями, но их развлекательная часть — вроде предсказаний о талантах или склонности к спорту — часто не имеет научной основы. Северинов сравнивает такие тесты с гороскопами: они дают общие утверждения, в которые легко поверить.

Тесты анализируют геном, сравнивая его с эталонным, и находят до 3000 отличий, которые делают каждого уникальным. Однако предсказания о сложных чертах, таких как интеллект, ненадежны, так как зависят от множества факторов. Северинов советует относиться к ним скептически и консультироваться с врачами для медицинских выводов.

Читать далее

Ген красоты: правда или вымысел?

Многие верят, что красота передается по наследству через гены. Но что говорит наука? Генетик Константин Северинов развенчивает мифы.

Сгенерированная иллюстрация по промту редакции АНДРЕЙ БЕЛЫЙ | ТУАПСИНСКИЕ ВЕСТИ

Красота — это субъективное понятие, которое сложно измерить объективно. Северинов подчеркивает, что гены действительно влияют на внешность, но нет никакого «гена красоты», который можно выделить.

Генетика изучает наследуемые признаки, такие как цвет глаз или форма носа, но их восприятие как «красивых» зависит от культурных и социальных норм. Так что мечты о генетическом рецепте красоты остаются фантазией.

Читать далее

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с политикой обработки персональных данных и использованием файлов cookie. Подробнее