29 ноября 2022

За восточными красавицами, пиратами и другими куклами едут в Шаумян — от Туапсе до Сочи, Краснодара, Москвы

Там, в горах над Туапсе, живёт сценограф, декоратор, художник — Владимир Оглезнев

Фото: Анна Бурлакова, "Туапсинские вести"

Его работы нужны театрам, работающим с куклами.

Своих первых кукол-марионеток Владимир Оглезнев сделал почти двадцать лет назад — персонажей к «Волшебной лампе Алладина» для театральной студии «Карнавал» под руководством Игоря Мораря (этих милых и колоритных персон можно увидеть и сегодня в мини-вестибюле детского камерного театра в туапсинском Городском дворце культуры).

«Делать кукол я учился самостоятельно, — рассказывает художник. — Подбирал материал — дерево, пластик, ткань, придумывал образы, характеры. Вот сейчас работаю над серией ковбоев и летчиков, первых авиаторов-воздухоплавателей. Приходится просиживать в интернете часами, изучать детали костюмов, особенности экипировки.

Вот, к примеру, были ли отвороты на ковбойских сапогах? Мне почему-то кажется, что были… Впрочем, в этом и прелесть театральной куклы, вообще куклы, что мастер может привнести в ее образ что-то свое, не претендующее на историческую или фактологическую точность.

Гораздо сложнее вселить в куклу душу, угадать ее характер. И когда это получается — счастье».

В главной комнате дома, которая является и гостиной, и мастерской (пока настоящая мастерская еще в процессе) на самом видном художник разместил целый вернисаж работ своих учеников, шаумянских девчонок и мальчишек, которые занимались с ним в местном Доме культуры.

«Детские рисунки — это шедевры, — совершенно серьезно говорит Оглезнев. — Потому что так передать настроение, видение предмета или явления может только ребенок. Можно, конечно, и взрослому работать в примитивизме, но это будет стилизация, копия. А настоящие детские рисунки — это совсем другое, и потому очень ценны».

Не поверить ему, профессиональному художнику, проработавшему в театрах Москвы, Ярославля, Прибалтики, человеку, которого брали во ВГИК без экзаменов, а только увидев его работы, конечно нельзя.

«Родом я с Алтая, оттуда, где река Бия протекает. Шукшинские места, — рассказывает Владимир Оглезнев. — В моей семье все были учителя: отец, мама, а бабушка даже была за учительство награждена орденом Трудового Красного Знамени. Так что худодником я быть не хотел. А кем хотел? Портовым грузчиком! Ну, это под влиянием романтики героев Джека Лондона.

Потом, когда мы с семьей переехали в Казахстан, мой друг Амандос Аканаев (академик живописи, член правления Союза художников СССР (с 1978), генеральный эксперт Академии художеств Казахстана) увидел у меня способность к рисованию, позанимался со мной, и…так я стал студентом алмаатинского художественного училища театрально-декорационного отделения».

В дальнейшем туапсинцу довелось встречаться с такими художниками, как Эрнст Неизвестный, Адександр Траугот, Михаил Ромадин (в гостях у него, автора эскизов к фильму «Андрей Рублев» Владимир Оглезнев яростно доказывал гениальность режиссера Андрея Тарковского … Андрею Тарковскому, который в одну из встреч «осмелился» критиковать киношедевр).

Однако, как говорит Владимир Михайлович, милее всего и интереснее было работать с малыми театрами, с небольшими, провинциальными. В Прибалтике они с супругой даже поселились на хуторе почти на границе с Эстонией, чтобы работать в народном театре.

«Потом решили с супругой перебраться на черноморское побережье. Сочи не подошел по климату, а вот побывали в Шаумяне и решили здесь остаться, — говорит об обретении своей творческой гавани Владимир Оглезнев.

— Жена моя, Эльвира, искусствовед, вместе со мной работала в шаумянском ДК. А потом, туапсинский искусствовед Алексей Качура предложил поработать с туапсинским театром юного зрителя. Вот так начался мой творческий союз с ТЮЗом.

Делал декорации к постановкам приглашенных режиссеров — к «Мертвым душам» Тарасова и «Мой милый Плюшкин» Ларисы Торженсмех, к «Медее» Амбарцума Карабашьяна, к «Золушке» Александра Лухина, совсем недавно появилась еще ождна совместная работа — «Кошкин дом» Ирины Якубовской».

Как говорит сам мастер, вот уже десять лет он вольный художник: работает над тем, что по душе. Сейчас это — куклы, которые разъезжаются по театрам большим и малым, унося с собой частичку души художника и неповторимую шаумянскую детскость.

29 октября 2024

Туапсинец стал волонтером ещё до начала СВО

Ваге Арутюнян рассказал, как это произошло, в чем сегодня нуждаются бойцы, о своих поездках в зону спецоперации.

Ваге Арутюнян - координатор БФ «Колокол-Туапсе», на его счету десятки поездок с доставкой гуманитарных грузов в Донецкую, Луганскую, Курскую, Белгородскую область.

По его словам, еще до начала СВО случайное знакомство переросло в желание помогать тем, кто борется с нацистами на Украине.

Читать далее
19 сентября 2024

Туапсинка Екатерина Дудченко рассказала, как после войны училась в Херсонской области

Нашей подписчице Екатерине Дудченко 85 лет. Ей исполнилось семь в 1946 году. Она жила с родителями в Каховке. Там она пошла в первый класс.

«Сначала мы ходили не в школу, а в приспособленное помещение, - вспоминает Екатерина Федоровна. – Сидели в классе прямо на полу, потому что сидеть было не на чем. Учительница стояла у окна. А мы на колени себе клали фанерку, а на фанерку бумагу. У большинства детей вместо бумаги газеты были.

У меня было что-то наподобие блокнота. Дядя был бухгалтером в селе, вот и дал мне блокнот. Чернила стояли у нас рядом на полу.

Читать далее
17 сентября 2024

Как туапсинский токарь стал Фазой-артиллеристом

Никита служит сейчас на Донецком направлении. Его призвали в сентябре 2022 года в первую неделю объявленной частичной мобилизации.

Он даже заранее собрал вещи, потому что был уверен, что мобилизуют. Не дождавшись повестки, по звонку из военкомата сам приехал.

До этого Никита закончил Краснодарский машиностроительный колледж (КМСК) и получил специальность – токарь. Прошел обучение в ДОСААФ на права категории «С», отслужил срочную службу. Работал оператором газораспределительной станции в родном поселке.

Читать далее
13 сентября 2024

Почти 30 маскировочных сетей сплела 82-летняя жительница Туапсинского района

Два года во дворе своего дома Айгануш Чакрян работает, чтобы защитить бойцов спецоперации.

«Мама родилась в Четвертой Гунайке, здесь, в этих местах росла, работала, растила троих детей, - говорит Надежда, дочь Айгануш Чакрян. – Она всегда была в самой гуще жизни родного села, там, где нужнее всего.

Поэтому, когда началась спецоперация, мама решила во что бы то ни стало помогать нашим защитникам.

Читать далее
20 августа 2024

Контора Старка

Есть в Туапсинском районе частный музей. Находится он в Ольгинке. Его основатель – историк и культуролог Сергей Старк – называет свое детище единственным в России музеем на пляже.

Частные музеи для нашей страны явление не редкое. Их владельцы обычно бессистемно собирают предметы старины – картины, костюмы, посуду, предметы быта. Создают их с целью заработка на туристах. Самовар, прялка - вход 300 рублей. В «Конторе Старка» все по другому. Владелец музея, автор книг по истории Ольгинки насытил помещение неодушевленными свидетелями той эпохи. По сути, это дополнительные материалы к его книгам и его изысканиям.

Формально здесь вы узнаете историю села Ольгинка от самого его образования, познакомитесь с интересными фактами из жизни населявших когда-то этот уголок Черноморского побережья людей. Увидите портреты основателей и известных личностей, чьи дачи находились в этом месте в начале XX века. Но – удивительное дело. Каждая экскурсия, которую проводят Сергей Старк и сотрудник музея Марина Карабут, всякий раз перерастает в увлекательное путешествие по всему Черноморскому побережью – от Анапы до Сочи.

Читать далее