9 сентября 2023

Академик Розанов

Жизнь прилетела из Космоса, а следы «конца света» привели в Туапсе

Анна Бурлакова / "Туапсинские вести"

Советский и российский ученый с мировым именем, основатель бактериальной палеонтологии рассказал «Туапсинским вестям», как появилась жизнь на Земле. Академик удостоил наших журналистов долгой беседы, ответил на множество вопросов: от научной картины мира до перспектив нашего муниципалитета. Сегодня мы публикуем часть из сказанного

Mы узнали, что в пансионате «Белая Русь» отдыхает академик РАН Алексей Розанов. Нам удалось расспросить о сравнительно недавнем открытии геологического разреза в Туапсе, где обнаружены следы «конца света», случившегося 66 миллионов лет назад. Ученый подтвердил уникальность разреза, а также рассказал, что современная наука нашла факты, доказывающие, что жизнь на Землю пришла из Космоса.

Анна Бурлакова / Туапсинские вести

– Алексей Юрьевич, каково ваше мнение насчёт туапсинского разреза?

– На территории Туапсе действительно обнаружены древние морские отложения, сформировавшиеся в конце мела – начале палеогена, в которых достоверно зафиксирована четкая граница, связанная с событием падения крупного космического тела в районе Мексиканского залива. Интерес к этой границе особенно связан с тем, что до него вымерли все динозавры.

ДЛЯ СПРАВКИ:

Уникальный разрез в Туапсе находится в скальном обрыве на стыке улицы Шапсугской с объездной автомобильной дорогой. Обычному человеку это место ничем не примечательно. Только глаз ученого смог увидеть здесь след катастрофического события, вызванного падением гигантского астероида. Открытие в 2014 году совместно с В.Н.Беньямовским и Н.В. Грановской сделал туапсинец Дмитрий Кочергин, директор горногеологического агентства. В разрезе оказались хорошо сохранившиеся скелеты древних радиолярий, живших примерно 66 миллионов лет назад. Подобные микроорганизмы впервые были найдены и описаны новозеландским ученым Кристофером Холлисом из разреза Медовые холмы на Южном острове новой Зеландии, позже эти организмы были найдены также в Японии, Эквадоре и других странах. Радиолярии настолько малы, что их можно увидеть только под микроскопом.

Анна Бурлакова / Туапсинские вести

–Есть и более мелкие существа чем радиолярии. Микроорганизмы – это вообще первые обитатели Земли. Они живут в любой среде обитания, даже в самых экстремальных условиях, к примеру, в том числе и во льдах. Есть они и в Космосе, именно оттуда попали на землю и заселили ее.

– Это гипотеза Ведь раньше считалось, жизнь возникла из океана. Для жизни нужна вода…

– Это не гипотеза, а факт.

Микроорганизмы появились на Земле еще до того, как возникла вода. Живые микроорганизмы были занесены с осколками ледяных комет примерно 4 миллиарда лет назад.

С появлением более совершенных электронных сканирующих микроскопов, мы все больше и больше узнаем о богатом мире мельчайших форм жизни. Останки микроорганизмов содержатся в метеоритах, которые нередко падают на землю. В них мы находим окаменелые останки организмов. Причем это не только бактерии, амебы и даже грибы. Это прямое доказательство того, что где-то в Космосе есть или, по крайней мере, были планеты со схожими условиями жизни, как у нас на Земле.

Анна Бурлакова / Туапсинские вести

– Вы основали в России новое направление в науке – «бактериальную палеонтологию». Вам более интересны микроорганизмы, чем динозавры? Почему?

– Бактериальная палеонтология зародилась, на самом деле, давно. Мне действительно это направление интереснее. Чем возиться с одной костью одного динозавра, я могу в кубическом сантиметре древней породы найти миллионы существ и изучать их.

У истоков «бактериальной палеонтологии» нужно вспомнить Вернадского. Теория получила развитие после изучения найденных в Казахстане и Австралии метеоритов, а также после того, как в 1984 году был обнаружен марсианский метеорит в горах Алан Хиллс в Антарктиде. В 1996 году Дэвид Маккей, исследовавший этот метеорит, заявил, что обнаружил микроскопические структуры, напоминающие окаменелые бактерии. Кто-то и сейчас спорит, марсианский это метеорит или нет. Но не это важно. Важно то, что космический объект содержит в себе следы внеземной жизни.

Наш Палеонтологический институт начал развивать направление бактериальной палеонтологии с изучения Мурчисонского метеорита, найденного в Австралии в 1969 году. Эта глыба весом 108 килограммов, упав, распалась на фрагменты, которые затем попали в разные музеи мира. Нам также досталось несколько фрагментов. Один из моих молодых сотрудников решил разглядеть под микроскопом сколы метеорита и увидел в этих образцах фрагменты микроорганизмов, напоминающие бактерий. Конечно, не мы одни обнаружили эти следы жизни.

Но в то время многие даже боялись заявить, что эти существа внеземные. Боялись быть осмеянными в научном мире.

Анна Бурлакова / Туапсинские вести

– А, может, и вправду, эти бактерии вполне земные?

– Микроорганизмы находились в толщах породы, куда «земное загрязнение» просто не может просочиться. И потом, первые из обнаруженных нами организмов были цианобактерии. Эти организмы используют солнечный свет. Зачем им было забираться в камень? Мы находили и другие доказательства, отстаивая нашу теорию. Написали статью, но публиковать не стали. Год статья пролежала в столе. Потом я все-таки решился показать ее академику, вице-президенту РАН Николаю Лаверову. С его помощью мы в конце 90-х и опубликовали наш труд о цианобактериях из Мурчисона. И это оказалось своевременным, поскольку, как раз в это время в США Дэвид Маккей написал о своих исследованиях и следах органики на найденном марсианском метеорите. Маккей увидел нашу статью в журнале «Геохимия», показал ее астро- биологу Ричарду Гуверу, и тот тут же вылетел в Москву. Потом мы вместе организовали секцию астробиологии в Международном обществе инженеров-оптиков. Мы работали совместно в течение 15 лет, Гувер с которым я тоже по- знакомился, прилетал в Москву, я бывал у него в NASA, в научных центрах Хьюстона и Хантсвилла.

Анна Бурлакова / Туапсинские вести

– Наверное, многие открытия позволили сделать современные электронные микроскопы, которых раньше просто не было. Насколько хорошо оснащены наши лаборатории в России?

– Мы используем микроскопы среднего разрешения, и это хорошо. Если взять более мощные, мы увидим то, что пока точно не сможем объяснить и понять. Наши ученые имеют больше доступа к приборам, чем, к примеру, ученые в США. Мне удалось получить для Палеонтологического института РАН несколько электронных микроскопов. Российские ученые могут каждый день сидеть за микроскопом, изучать, рассматривать. В Америке время более лимитировано.

Анна Бурлакова / Туапсинские вести

– Трудно представить даже, что микроорганизмы, преодолев космические расстояния, смогли живыми прилететь на землю. Как это возможно?

– В Якутии в толще многовековых ледников было найдено зернышко. Его посадили, оно дало росток. Некоторые формы жизни способны выжить в экстремальных условиях. Мы изучали образец известного метеорита Оргей. Оргей старше нашей планеты. При его изучении мы обнаружили не просто жизнь, простейшие бактерии, мы нашли и первые ядерные организмы, то есть такие, которые в своей клетке имеют ядро.

Это более сложная форма жизни (эквариоты). Мы сделали снимки, на которых ясно видна амеба, покрытая панцирем. А еще празинофит — зеленая водоросль, всего 15 разновидностей эвкариотов.

Анна Бурлакова / Туапсинские вести

– Интересно, а мы, люди, тоже произошли от бактерий?

– Нет, мы произошли не от бактерий. А от кого, скажу честно, не знаю. Одно могу сказать точно – другие цивилизации разумной жизни в космическом пространстве точно есть. Если раньше я подсмеивался над теми, кто искал в космосе братьев по разуму, сейчас сам верю в их существование. Как наладить с ними контакт, будет ли это полезно для нас, сказать трудно. Над этим надо работать, и на это нужны средства. Фундаментальная наука затратна, но не всегда приносит практическую пользу. Поэтому и деньги на нее выделяются не охотно.

Бактериальная палеонтология нашла практическое применение. Еще Вернадский обосновал, что осадочные породы не образуются без участия бактерий. Совместно с крупнейшим микробиологом академиком Заварзиным мы легализовали направление по изучению бактериальной органики с помощью электронного микроскопа. И это открыло совершенно новый мир, о котором ранее никто и не догадывался. Рассматривая разные породы, мы находили множество микроорганизмов.

С коллегами из Санкт-Петербурга мы создали программу по изучению древних толщ на предмет обнаружения залежей полезных ископаемых.

Сейчас уже всем понятно, что нефть и газ – это продукт жизнедеятельности планктона и бактерий.

Все осадочные породы так или иначе связаны с деятельностью микроорганизмов.

– Вернемся к туапсинскому разрезу. Может ли и это открытие принести практическую пользу?

– В Туапсе можно было бы создать собственный палеонтологический парк-музей, тем более что находок, которые там можно было бы представить, множество. А на месте разреза установить памятник, который станет значимым для науки и еще одной визитной карточкой города и края. Эту идею выдвигает, в частности, Дмитрий Кочергин и ряд других ученых. Уверен, что новые туристические объекты не только привлекут отдыхающих, но и послужат просвещению и образованию молодого поколения.

Вот мы сейчас с вами сидим там, где когда-то плескалось море. Здесь был узкий длинный пролив со значительными глубинами в центральной части. В дальнейшем начался процесс горообразования, вода отступила, и теперь донные отложения покрывают наши прекрасные зеленые леса. Но когда-то вода вновь может вернуться сюда, в первую очередь, под воздействием движения литосферных плит.

Анна Бурлакова / Туапсинские вести

ДЛЯ СПРАВКИ

Алексей Розанов внес большой вклад в организацию и обустройство одного из ведущих палеонтологических музеев мира, который расположен в Москве, в одном здании с Палеонтологическим институтом.

Сейчас академик занимается научным обоснованием и организацией музея Кембрия в Якутске, в котором будут представлены древнейшие скелетные организмы, положившие начало всей скелетной фауны нашей планеты, найденные на территории республики. В настоящее время этот центр происхождения скелетной фауны находится на «Ленских Столбах», признанных ЮНЕСКО уникальным научным памятником природы.

29 октября 2024

Туапсинец стал волонтером ещё до начала СВО

Ваге Арутюнян рассказал, как это произошло, в чем сегодня нуждаются бойцы, о своих поездках в зону спецоперации.

Ваге Арутюнян - координатор БФ «Колокол-Туапсе», на его счету десятки поездок с доставкой гуманитарных грузов в Донецкую, Луганскую, Курскую, Белгородскую область.

По его словам, еще до начала СВО случайное знакомство переросло в желание помогать тем, кто борется с нацистами на Украине.

Читать далее
19 сентября 2024

Туапсинка Екатерина Дудченко рассказала, как после войны училась в Херсонской области

Нашей подписчице Екатерине Дудченко 85 лет. Ей исполнилось семь в 1946 году. Она жила с родителями в Каховке. Там она пошла в первый класс.

«Сначала мы ходили не в школу, а в приспособленное помещение, - вспоминает Екатерина Федоровна. – Сидели в классе прямо на полу, потому что сидеть было не на чем. Учительница стояла у окна. А мы на колени себе клали фанерку, а на фанерку бумагу. У большинства детей вместо бумаги газеты были.

У меня было что-то наподобие блокнота. Дядя был бухгалтером в селе, вот и дал мне блокнот. Чернила стояли у нас рядом на полу.

Читать далее
17 сентября 2024

Как туапсинский токарь стал Фазой-артиллеристом

Никита служит сейчас на Донецком направлении. Его призвали в сентябре 2022 года в первую неделю объявленной частичной мобилизации.

Он даже заранее собрал вещи, потому что был уверен, что мобилизуют. Не дождавшись повестки, по звонку из военкомата сам приехал.

До этого Никита закончил Краснодарский машиностроительный колледж (КМСК) и получил специальность – токарь. Прошел обучение в ДОСААФ на права категории «С», отслужил срочную службу. Работал оператором газораспределительной станции в родном поселке.

Читать далее
13 сентября 2024

Почти 30 маскировочных сетей сплела 82-летняя жительница Туапсинского района

Два года во дворе своего дома Айгануш Чакрян работает, чтобы защитить бойцов спецоперации.

«Мама родилась в Четвертой Гунайке, здесь, в этих местах росла, работала, растила троих детей, - говорит Надежда, дочь Айгануш Чакрян. – Она всегда была в самой гуще жизни родного села, там, где нужнее всего.

Поэтому, когда началась спецоперация, мама решила во что бы то ни стало помогать нашим защитникам.

Читать далее
20 августа 2024

Контора Старка

Есть в Туапсинском районе частный музей. Находится он в Ольгинке. Его основатель – историк и культуролог Сергей Старк – называет свое детище единственным в России музеем на пляже.

Частные музеи для нашей страны явление не редкое. Их владельцы обычно бессистемно собирают предметы старины – картины, костюмы, посуду, предметы быта. Создают их с целью заработка на туристах. Самовар, прялка - вход 300 рублей. В «Конторе Старка» все по другому. Владелец музея, автор книг по истории Ольгинки насытил помещение неодушевленными свидетелями той эпохи. По сути, это дополнительные материалы к его книгам и его изысканиям.

Формально здесь вы узнаете историю села Ольгинка от самого его образования, познакомитесь с интересными фактами из жизни населявших когда-то этот уголок Черноморского побережья людей. Увидите портреты основателей и известных личностей, чьи дачи находились в этом месте в начале XX века. Но – удивительное дело. Каждая экскурсия, которую проводят Сергей Старк и сотрудник музея Марина Карабут, всякий раз перерастает в увлекательное путешествие по всему Черноморскому побережью – от Анапы до Сочи.

Читать далее