«Илья Греднев имеет два высших образования, — представила нам нового художественного руководителя директор ТЮЗа Светлана Позолотина. — Он окончил Воронежскую Государственную Академию Искусств по специализации «актерское мастерство» и Театральный институт имени Щукина — режиссерский факультет. Так что в нашем коллективе появился главный режиссер, владеющий сразу двумя краеугольными для театра профессиями. Начнется для него работа с очень непростой задачи: помимо новых постановок, возобновить в репертуаре прежние спектакли с вводом актеров, пришедших на службу в туапсинский ТЮЗ. Но, глядя на то, с какой энергией, с какой творческой увлеченностью он приступил к своему делу, думаю, все получится, и наши зрители увидят и полюбившиеся пьесы, и премьеры».
Илья Греднев называет себя вахтанговцем через четвертое рукопожатие, поскольку Театральный институт имени Щукина был создан при Государственном академическом театре имени Вахтангова. Ну, да того самого, на сцене которого зажглась одна из самых ярких звезд российского театра — «Принцесса Турандот», спектакль, ставший каноническим наряду с мхатовской «Чайкой». А какими видит новый главный режиссер перспективы театра юного зрителя в маленьком, провинциальном городе?
«Большой город или маленький, столица или провинция, юг или север — для театра это, по сути, не важно, — делится своим видением перспектив Илья Греднев. — Главное ощущать и воспринимать себя частью мирового Театра, одной из точек театральной карты России. И в этом нет ничего фантастического. Вот например, ТЮЗ города Нягань, который обслуживает территорию с населением 148 тысяч человек, получил статус Государственного театра, его постановки вошли в лонг-лист «Золотой маски» и добрая слава о нем совершенно заслуженно идет по всей стране. Таких примеров я могу привести много.
Театр юного зрителя — особый, где воспитывают, взращивают зрителей. Более того, детские постановки, те же сказки, всегда имеют очень глубокий подтекст, поэтому полезно их смотреть и взрослым. Что же касается игры, самих постановок, то, как говорил Станиславский, для детей нужно играть так же, как для взрослых, только лучше. Вот мы и будем в этом ключе строить свою работу. По крайней мере, от актеров я буду требовать именно такого подхода к своим ролям».
У Ильи Греднева большой актерский опыт, причем именно в детских театрах. Он сыграл порядка 70 ролей — главных, второго плана, эпизодических, поставил около 20 спектаклей. Его дипломной работой в «Щуке» стал пушкинский «Станционный смотритель», а затем был опыт работы в Тамбовском академическом театре, постановка спектакля «Аладдин и волшебная лампа» в Русском театре драмы и комедии в Элисте (Калмыкия). Но, наверное, для него, как и для туапсинцев сейчас гораздо важнее, каким курсом пойдет корабль туапсинского ТЮЗа.
«У нас сейчас время и сложное, и интересное, — говорит Илья Греднев. — «У нас» — это про меня и актеров, с которыми мы должны за очень короткое время не просто познакомиться, а стать единым целым, чтобы понимать друг друга с полуслова, чтобы видеть в одном направлении. Я не ставлю пока заоблачных задач, не собираюсь ставить пока шекспировских трагедий и чеховских драм, хотя со временем — почему бы и нет? Нам нужно сохранить тот репертуар, тот багаж, который был заложен предыдущими режиссерами. Что тоже нелегко, всегда велик соблазн внести что-то от себя, добавить краску. Но так нельзя, работа сродни реставрации: сохрани таким, каким было. Своё создай сам».
В начале октября, туапсинцы могли увидеть постановку Ильи Греднева — спектакль «Не хочу быть собакой». Детская вроде бы история, незатейливая, но с вторым дном — кто мы в этом мире и где место каждому из нас?