23 ноября 2013

Павел Каплевич: или не «Затюканный апостол»

Известный на весь мир театральный кутерье Павел Каплевич начинал путь творчества и славы на подмостках туапсинского народного театра.

Японцы, пораженные его авторскими «живыми» гобеленами, на полном серьезе предлагали ему остаться в стране восходящего солнца. Не остался: «Мне и тут хорошо!» И, в самом деле, Павлу Каплевичу, мега-художнику и продюсеру всегда и везде хорошо, потому что он умеет привнести свои краски в любую картину повседневности. Так было и сорок лет назад, когда в туапсинский народный театр повадился ходить большеглазый и худенький мальчик Паша…

Счастливчик Пашка

– Ах, как жаль, что не сохранились первые картины Паши, его акварели, – вряд ли родная сестра Павла Каплевича, Наталья Михайловна, понимает до конца, что через несколько десятков лет эти работы, возможно, смогут уйти с аукциона за немаленькие денежки. Нет, для нее – это всегда были, есть и будут картины, написанные младшим, горячо любимым братиком. – Там был образ Христа. Очень интересный. Спаситель сидит, подперев голову рукой, задумавшись… А еще – кисть винограда, нарисованная «по мокрому», которую так и хотелось съесть.

А вот, похоже, сам Каплевич нисколько по поводу этой утраты не расстроился – он все время в поиске: то сочетает несочетаемое в своих неповторимых гобеленах, или в костюмах аля-Годуноff. И ему везет! Это ведь подумать только: прийти десятилетним пацаненком в (пусть провинциальный и не профессиональный) театр и так приучить всех к своему присутствию и участию, что ему доверили работу над декорациями. Более того, ему дали роль! Кажется, спектакль «Затюканный апостол» появился в репертуаре туапсинского народного театра специально под Пашу. Потому что ставился он всего-то пару-тройку раз.
Каплевич сыграл свою роль в туапсинском народном театре. А театр сыграл свою роль в жизни Каплевича. Представьте, он проходит все испытания в московском театральном вузе, его принимают, как вдруг выясняется, что абитуриенту всего-то 15 годков! «Вы хотя бы паспорт получите, а потом приезжайте!» – только и сказали мэтры столичной сцены.

Связанное вручную будущее

Страсть к кутюру у Каплевича была с детства. «В кого он стал художником?» – удивляется его сестра Наталья Михайловна. А сама рассказывает, что Паша щеголял в связанных мамиными руками шарфах и свитерах. Причем, мама Анна Павловна брала шерсть в Шаумяне, сама пряла, сама вывязывала узоры. А он покупал на рынке разные краски и красил всю одежду, которая только была в доме. Потом проснулся и талант к шитью: как-то купил куртку, а затем перешил ее, скомбинировав с подстежкой из собачьей шерсти от сестринского плаща. В ней и поехал «покорять» Москву. Покорил. Закончил актерский факультет школы-студии МХАТа.
Позднее, работая в ленинградском ТЮЗ, Павел Каплевич жил на съемной квартире. Этого обаятельного паренька, совсем непохожего на сегодняшнего маэстро Каплевича, хотелось поддержать и обязательно чем-то побаловать. Хозяйка квартиры относилась к нему, как к сыну. И, когда Павел съезжал, подарила на память сшитое собственноручно лоскутное одеяло. Возможно, создавая свои гобелены, Каплевич вспоминал и этот теплый знак внимания.

«Запомни этого мальчика!»

В начале девяностых снимали фильм о Пушкине. На роль солнца русской поэзии пробовался… Дмитрий Харатьян. А на Кюхельбекера – Павел Каплевич. Словом, фильма не получилось, а получилась дружба. Эта дружба с годами только крепнет и подпитывается встречами на туапсинской земле. В «Орленке» Каплевич – частый гость, а Харатьян – председатель жюри в конкурсе кинематографии. «Я здесь получаю неповторимую подпитку творчества!» – как-то признался в одном из интервью Каплевич. Видимо, не только он…

– Как-то сидели мы на мостках туапсинского стадиона – в то время излюбленного места для купания у туапсинцев, – рассказывает Наталья Михайловна Евсеева (Каплевич). – И вдруг Пашка говорит, показывая на своего однокурсника, с которым приехал на отдых, моей подруге: «Посмотри, Зита, на этого мальчика! Когда-нибудь ты будешь гордиться, что сидела рядом с ним, общалась». Этим «мальчиком» был Саша Балуев. С ним мы общаемся и по сей день. Я останавливалась у него дома, когда приезжала в Москву…

А Туапсе запомнил «своего мальчика» – Пашу Каплевича. Теперь знаменитого на весь мир театрального кутюрье, руководителя студии дизайна, художника. И город всегда ждет его и радуется, когда он совсем ненадолго, проездом, возвращается. А что думает об этом сам Каплевич? Мы обязательно спросим у него в очередной приезд.

Наша справка

Каплевич Павел Михайлович. Окончил факультет актерского мастерства школы-студии МХАТ. Специального художественного образования не имеет. Однако в качестве художника работал в разных спектаклях с театрами им. Вахтангова, им. Моссовета, «Современник». Среди наград «Хрустальная роза» (1993г.) и «Золотая Маска» за серию костюмов к спектаклю «Екатерина Великая» (2009г.).
Особую популярность Павлу Каплевичу принесла коллекция костюмов к опере «Борис Годунов». Говорить об уникальных костюмах к опере начали задолго до примьеры. Всего было 960 костюмов. На каждую шубу Бориса Годунова, а их было четыре, пошло по 5000 камней! А Марины Мнишек – до тысячи. А Шапка Мономаха, как высказывались многие, – получилась лучше оригинала. Потом костюмы вошли в выставку «Годуноff» – это около 100 работ, в том числе и выполненные в технологии гобелена или пророщенной ткани. «Пророщенная ткань» – это ноу-хау Каплевича: разные материи сращиваются на молекулярном уровне – кружево сквозь грубую холстину, шелк – сквозь шинельное сукно. Этому искусству даже названия точного никто не может подобрать, сошлись больше на сходстве с итальянским арацци (венецианский гобелен). Вот что по этому поводу сказала на одной из выставок Каплевича актриса Юлия Рутберг: «Пашины костюмы не просто помогают, но иногда даже формируют образ. Это – совмещение живописи, гобелена, костюма, пророщенной ткани».

13 марта 2024

Марет Чачух научилась говорить по-русски в школе, а сегодня она – учительница адыгейского языка

На ее уроках ученики сош № 12 села Георгиевского познают не только письменную и устную речь своих предков, но и основы традиций, быта, причем, учат родной язык не только по учебникам, но и через танец.

«Очень люблю танцевать, - признается Марет Чачух. – В танце можно сказать все без слов. С танца началась моя работа педагога: учила молодежь Цыпки, где живу с 5 лет, как чувствовать ритм, как правильно двигаться. У некоторых плохо получалось, приходилось из двенадцати танцевальных частей делать только шесть.

Потом поняла: пока сердцем не почувствуют, пока душа не затанцует, так и будет. Ведь что получается? Раньше танец был обязательным на общих и семейных праздниках, танцевали родители, танцевали дедушки и бабушки. Танец для всех был частью жизни. Вот также и с родным языком.

Читать далее
8 марта 2024

Русская матушка

Ирина – жена священника отца Павла, мать троих детей, дипломированный врач. И хотя Международный женский день далекий от церкви праздник – отец Павел обязательно дарит матушке Ирине какой-нибудь милый подарок. Православным не возбраняется проявлять любовь и заботу в любобое время. Так что светское 8 Марта, славящее материнство и женственность, отмечают даже глубоко верующие люди.

Семья Чергинец приехала в Туапсинский район из зоны СВО, из Херсонской области, в ноябре 2022 года. Проводилась эвакуация мирного населения от украинских обстрелов. Прибыли в пункт временного размещения в Небуге, где до сих пор зарегистрированы. 

Павел и Ирина 13 лет вместе. Старшей дочке Марии 11 лет, сыну Ивану 7 лет, а младшей Анастасии 5 лет. Матушка занимается домом, детьми и помогает мужу во всем. Руководит сейчас церковным хором в храме при туапсинском роддоме. Детей, кстати, взяли в музыкальную школу. Ивана – на хоровое отделение, а Машу – на фортепиано. 

Читать далее
23 февраля 2024

Отец «Жеглова»

Юрий Козленко – учитель в туапсинской школе No2. Не все знают: на его счету 156 боевых операций во второй чеченской кампании. Он дважды ранен, дважды контужен. Служил в ФСБ, награжден как за боевые заслуги, так и за борьбу с религиозным экстремизмом, экономической преступностью.

Юрий Козленко воспитал сына, который поднял русское знамя на здании администрации Херсона. Позывной сына – «Жеглов». Мы писали о нём. Поговорили с Юрием Козленко о семейных ценностях, деятельной любви к России военной службе

– У вас столько боевых наград... Просто удивляешьсякакоткуда?

Читать далее
20 февраля 2024

СВО вместо зоны

Боец с позывным «Лин», туапсинец Сергей, через контракт вышел из колонии строгого режима. Он с 22 лет отбывал срок по тяжкой статье. Пошёл добровольцем в штурмовой батальон «Вагнера». Несколько раз был тяжело ранен. Его спасли боевые товарищи и медики

«Раны перевязываю, зашиваю, накладываю шины». Фото: Станислав Красильников/ РИА Новости

Сегодня Сергей сам спасает бойцов. Скольких перенес с поля боя, скольким обработал и зашил раны, никто не считал. Теперь он на СВО – уже в качестве добровольца. Начальник медицинской службы добровольческого отряда БАРС-23.

Сергей согласился ответить на вопросы «Туапсинских вестей».

Читать далее

Без дома-книжки

На снимке из семейного альбома Марины Леоновой – самый центр Туапсе, площадь Октябрьской революции, на которой ещё нет доминирующей ныне многоэтажки

– Мне самой странно видеть сегодня этот пейзаж без дома- книжки, где раньше на первом этаже располагался магазин «Океан». Некоторые туапсинцы до сих пор называют дом на улице Карла Маркса, 1, «Океаном», – рассказывает Марина Леонова.

– На этой фотографии я с мамой – Александрой Константи- новной Дмитриевой. Мама работала машинисткой в ДСР-4, предприятии, которое занималось строительством дорог и мостов - в том числе виадука (развязки) на Грознефть.

Читать далее