По мнению влиятельного издания The National Interest, российские власти могут списать авианесущий крейсер “Адмирал Кузнецов” после пожара. 
Фото: wikipedia.org

Напомним, возгорание в трюме крейсера произошло утром 12 декабря 2019 года. Возгорание распространилось на 6500 квадратных футов — видимо, по данным разведки США.

Подсчитывая небоевые потери российского флота, издание ссылается на ТАСС.  

Далее The National Interest перечисляет все поломки и инциденты, которые произошли с крейсером за все годы эксплуатации. Список у американцев получился внушительный. Подробности описаны не без смакования.

Однако отталкиваться в этих рассуждениях следует от того, что крейсер вступил в строй в 1990 году, т. е. почти 30 лет назад. Объективность требует сравнения. На самом ли деле количество проблем зашкаливает? Американцы пренебрегли этим фактором.

Между тем, российские военные эксперты посчитали, что на вооружении США в настоящее время стоят 10 кораблей, которые можно отнести к классу авианосцев. И аварии на них тоже происходят регулярно. 

Пожар на авианосце «Форрестол». Фото: Pennlive.com

Общая оценка — на авианосцах ВМС США за минувшие полвека произошло более 100 крупных аварий. Были человеческие жертвы, разбивались самолеты. 

Например, в 1994 году при посадке на авианосец «Авраам Линкольн» самолет F-14 «Томкэт» упал в море. При этом погибла первая женщина-пилот палубной авиации Кара Халтгрин.

А в 1969 году на атомном авианосце «Энтерпрайз»  в пожаре сгорели и взорвались 15 самолетов. Погибли 27 военных моряков. Причем к трагедии привела банальная халатность —  реактивная струя самолета ударила в стеллаж с ракетами. 

Кроме того, “Адмирал Кузнецов” изначально не предназначался для выполнения спектра задач, свойственных американским авианосцам. Это судно другого класса, его основная функция, заложенная при проектировании — обеспечение безопасности атомных подводных ракетных крейсеров стратегического назначения. У него даже нет полноценной взлетно-посадочной полосы. Он должен был комплектоваться большим количеством вертолетов. 

Отметим также, что силовая установка самого большого отечественного крейсера — не атомная. Притом что СССР, как известно, ко времени постройки крейсера умел делать надежные атомные двигатели. Ряд экспертов утверждает, что “Адмирал Кузнецов”, таким образом, изначально не предназначался для скоростных дальних переходов. Это судно не для атаки, а скорее передвижной штаб, координирующий действия флота и выполняющий ряд сопутствующих задач. 

Но The National Interest цитирует военных аналитиков  Военно-морского института США Ричарда Мосса (Richard Moss) и Райана Веста (Ryan Vest). Они утверждают, что оперативная ценность российского авианосца снижается. 

Далее эти аналитики прибегают к эмоциональным аргументам. Например, по их словам, „Кузя“ — это выгребная яма для ресурсов — с точки зрения текущей российской военно-морской стратегии”.

Ричард Мосс и Райан Вест даже дают совет российскому Министерству обороны. По их словам, крейсер никогда не будет так полезен, как несколько стремительных подлодок проекта „Ясень“ или эскадра смертоносных ракетных катеров. 

При этом, как известно, армия США от своих авианосцев отказываться не собирается. Хотя на них происходят точно такие же аварии и инциденты, как на “Адмирале Кузнецове”.