Ситуация все чаще расценивается как национальный позор. Когда туристы впервые прилетают в международный аэропорт Шенефельд в Берлине, они искренне удивляются, это действительно Германия?
Особенно контрастно смотрится старый германский аэровокзал в сравнении, к примеру, с роскошным Шереметьево.
Однако вкладывать средства в реконструкцию старого аэропорта Германия посчитала бесперспективным, так как в августе 2006 года с помпой началось строительство берлинского аэропорта Берлин-Бранденбург имени Вилли Брандта (BER).
Прошло уже 14 лет, но его в эксплуатацию так и не сдали. Тем временем, пассажиропоток настолько вырос, что теперь речь идет о том, что необходимы оба аэропорта: старый и пока недостроенный.
При этом многие уже сомневаются, что новый аэропорт вообще удастся сдать в эксплуатацию. Десятки тысяч строительных «недоделок» мешают реализовать престижный проект.
Жители Германии, налогоплательщики, чьи деньги, как в черную трубу улетают в долгострой, уже не верят, что он когда-то будет достроен. Его открытие переносят уже в шестой раз. На этот раз на осень 2020 года, только в это, разумеется, уже никто не верит.
Поговаривают, аэропорт легче снести, чем доделать. Еще бы, толку от него никакого, а убытки составляют примерно 500 миллионов евро в год.
Почему так получается? Где немецкая педантичность и пунктуальность? Как-то, не по-немецки все получается. Есть мнение, и оно подкреплено многими судебными разбирательствами, что долгострой возник искусственно – для расхищения бюджетных средств.
Но по мнению сената Берлина, создавшего комитет по расследованию проблем со строительством аэропорта, речь идет «о коллективной утрате чувства реальности».
Что это на деле означает? Во-первых, вдруг выяснилось, что проектировщики ошиблись в расчетах, аэропорт будет мал. Потом обнаружилось, что система пожарной безопасности строилась без согласования и по сути не работает.
Привлеченная к исправлению ошибок компания Siemens пришла в ужас от увиденного и не стала брать на себя ответственность. В третьих, электрическая система не имеет схемы, как и пожарная, поэтому никто не знает, где отключить, к примеру, свет, когда он горит не переставая.
Даже таблички, указывающие предназначение многочисленных помещений, не соответствуют нормативам, их надо полностью переделывать.
Перечислять можно долго, что сделано не так. Все – не так. И стоимость проекта от первоначального в 600 миллионов евро возросла до 8 миллиардов.
Кроме того, пока аэропорт введут в эксплуатацию, устареет его информационная система — она также потребует обновления и дополнительных средств.
Но и где же те умные головы, что допустили такое, с кого спрос?
За время строительства уже четырежды поменялись его руководители Бывшего технического директора удалось наказать за взятки на общую сумму около полумиллиона евро. Бывший главный инженер системы противопожарной безопасности оказался не дипломированным инженером, а просто чертежником.
Суды над застройщиками продолжаются до сих пор. Выясняются все новые обстоятельства, кто и кому давал взятки, какие фиктивные чеки выписывались, и на что завышалась стоимость. Получается, что престижный проект превратился в огромную «кормушку» по распилу бюджетных средств.
При этом действующий аэропорт «Шенефельд» был основан в 1946 году, когда советскую авиацию перебросили с аэропорта Йоханнисталь в Шенефельд. И в том же году «Аэрофлот» приступил к регулярным рейсам в Шёнефельд. На следующий год началось строительство в Шёнефельде гражданского аэропорта. Это была грандиозная «молодежная стройка». До 1990 года аэропорт несколько реконструировали, он был центральным аэропортом ГДР и должен был обслуживать до 18 млн пассажиров в год.
Еще один действующий старый аэропорт в Берлине — Тегель был открыт в 1948 году на территории западной оккупационной зоны Берлина. Его построили буквально за три месяца. И до сих пор это старое сооружение работает. Даже пользуется большим спросом у туристов в особенности, потому что расположен аэропорт в удобном месте, близко к центру Берлина и в 20 минутах на такси от знаменитых Бранденбургских ворот.