«Пролетарский завтрак» из водки, рыбы и яйца оценен в 1 100 000 долларов.

Бедный завтрак рабочего выполнен из полудрагоценных камней и серебра. Хранится ценность в немецком Баден-Бадене в музее Фаберже. Создал музей коллекционер Александр Иванов. По данным музея, создатель натюрморта — известный мастер Карл Фаберже. Хотя другие источники это опровергают, мол, работа принадлежит российским мастерам нашего времени — петербургскому ювелиру Ю.Н. Топтунову и резчику по камню Александру Левенталю. Называется — „Манифест 1905 года“. Как бы то ни было – работа потрясающая.

Кварц, янтарь и серебро

Этот завтрак нищеброда – величайшее воплощения искусства. Все выглядит натуральным.

Граненый стакан с водкой – из хрусталя. Желток яйца из янтаря, а белок — покрытие эмалью. Рыба серебряная, окурок – из кварца с серебром. Кирпич из яшмы.

Мухи и обрывок газеты – серебро. Кстати, обрывок — это «Ведомости Санкт-Петербургского градоначальства» от 18 октября 1905 года с текстом манифеста «Об усовершенствовании государственного порядка», подписанного императором Николаем II. Натюрморт выражает скептицизм к произошедшему событию. 

Кто же автор произведения?

Слишком мало информации, чтобы точно ответить на вопрос. Натюрморт представлен музеем в 2011 году, как работа великого Фаберже. Фабрика великого мастера, работавшая в царской России при дворе императора, действительно создала за время своего существования не только знаменитые яйца, но и более 250 000 вещей. Это масса табакерок, столовых приборов, дверных ручек и разных безделушек. Однако есть сомнения. По данным некоторых источников, еще за четыре года до сообщения Музея Фаберже о приобретении необычного натюрморта, в альманахе Сизиф, № 1 за 2008 г.  была опубликована статья, посвященная памяти петербургского ювелира Ю.Н. Топтунова. Написал ее известный петербургский резчик по камню Александр Левенталь.

В некрологе есть такой абзац: «В нашей совместной работе на тему поп-арта „Манифест 1905 года“, выполненной в виде натюрморта, Юрий Николаевич (Топтунов) не пожалел сил на виртуозное выполнение мельчайших элементов: обрывка газеты, мух, ползающих по яичнице из кахолонга и янтаря, окурка около хрустального стакана, скелетика кильки. Все эти элементы, расположенные на плоскости дореволюционного кирпича, сделанного из сургучной яшмы, выглядят настолько натурально, что кажутся реальными, а не выполненными из серебра. Именно натурализм изображения делает композицию истинным поп-артом».

Некоторые критики также выражают большое сомнение в том, что «Пролетарский завтрак» создан именно Фаберже. Слишком нетипичное для него произведение. Кроме того, не сохранились авторские эскизы и упоминания об этой работе в документации компании Фаберже, в том числе, в фондах Государственного Эрмитажа, где хранятся эскизы ювелирных изделий этой фирмы.

У кого музей приобрел это произведение, тоже не ясно.

Кто бы ни был автором этого произведения, а скорее всего, это российские мастера- современники, он заслуживает всяческих похвал. Шедевр действительно уникальный и единственный в своем роде.