3 ноября 2022

Почему за пхачичем едут в Туапсинский район

Пхачич — национальный адыгский музыкальный инструмент.

Фото: Анна Бурлакова, "Туапсинские вести"

Казалось бы — несколько деревянных дощечек, соединенных друг с другом, на которых выбивается ритм, а ведь без них ни один праздник, ни одна свадьба не обходятся.

За настоящей адыгской трещоткой едут в аул Агуй-Шапсуг не только жители Туапсинского района, но и за сотни, а то и тысячи километров. Потому что здесь живет мастер по изготовлению пхачича — Алий Аллало.

«Первые трещотки я купил в Майкопе лет двадцать назад, — рассказывает мастер. — Помню, как гордился, когда доверили играть на них на свадьбе. А потом решил, дай-ка, сам попробую сделать. Первую пару Пхачича делал почти три недели. Это сегодня на такую работу уходит 2 дня».

Пхачич оттеняет и подчеркивает звук камыля (флейты), шичепшина (скрипки) или гармошки, но вполне годится и как солирующий инструмент — ритм, отбиваемый трещотками так и тянет пустится в пляс.

Однако передать звук деревянных дощечек в аудиозаписи невозможно, как и воссоздать в синтезаторе. Поэтому в любом адыгском ансамбле пхачич звучит вживую. Мастер Али Аллало делает трещотки для артистов всего района. И не только. Заказывают у него пхачич даже москвичи, причем не только адыги.

«Очень популярны наши трещотки и как сувенир, а украшенные особым орнаментом могут служить и талисманом, — говорит Алий Аллало. — Конечно, они не для игры, а для украшения, часто совсем маленькие, чтобы можно было, скажем, в машине повесить. Но и настоящие трещотки тоже разного размера могут быть — есть детские, есть женские, есть мужские. Тут надо учитывать размер рук».

Кстати, по приданию, первый пхачич вырезал из чинары нарт Ащамэз, вложив стук сердца и цокот копыт…

«Самый лучший материал для трещоток — самшит, — делится секретами мастер. — Подходит можжевельник, а также «железное дерево» — бакаут. Недавно попробовал кизил, и оказалось, что по звуку практически не уступает он самшиту!»

За двадцать с лишним лет Алий Аллало вырезал больше сотни трещоток. В его домашней коллекции — первый пхаичич на котором начал играть, первые собственноручно вырезанные трещотки и трещотки, доставшиеся от отца…

Алий мастерски играет на своих инструментах . Ансамбль «Агуй» под его руководством знают далеко за пределами района. Приглашают на выступления в Сочинский район, в Крым, в Москву.

Конечно, сегодня молодежь все-таки слушает другую музыку, поет другие песни, но, как говорит Алий, стоит кому-то прийти на вечеринку с пхачичем — вот тебе уже и песни зазвучали, и танцы прадедов увлекли всех.

В этом мы убедились тут же. Едва Алий Аллало стал отбивать ритм на трещотках, соседи стали выходить из домов, несмотря на дождь, интересовались, а что это за праздник такой? Потому что где пхачич — там всегда праздник.

19 сентября 2025
25 июня 2025

Древнейшие гарпуны: как 90 тысяч лет назад люди учились ловить рыбу

Станислав Дробышевский, российский палеоантрополог, кандидат биологических наук и популяризатор науки с МГУ, раскрывает, как древние люди учились добывать рыбу и морепродукты, превращая рыбалку в искусство выживания. Погрузитесь в историю, где костяные гарпуны и крючки из раковин открывали путь к освоению океанов, и узнайте, почему рыба может стать ключом к нашему будущему!

Задолго до появления современных удочек и сетей наши предки уже мастерски орудовали гарпунами, вылавливая гигантских сомов в реках Африки. Удивительно, но эти костяные орудия почти не отличаются от современных!

Рыбалка — это не просто хобби, а занятие, уходящее корнями в глубокую древность. Около 90 тысяч лет назад, в месте под названием Катанда (Республика Конго), люди уже научились ловить рыбу с помощью сложных орудий — костяных гарпунов.

Эти находки, обнаруженные археологами, поражают своей продуманностью: зазубренные края и бороздки для крепления веревки делали гарпуны невероятно эффективными. Представьте: в тропическом лесу, где охота на крупных животных была затруднена, люди нашли способ добывать пищу из реки, вылавливая сомов длиной до полутора метров!

Читать далее

ГМО: почему бояться не стоит?

Генно-модифицированные организмы вызывают споры, но ученый Константин Северинов объясняет, почему страхи вокруг ГМО необоснованны

ГМО — это организмы, чей геном изменен для улучшения свойств, например, устойчивости к вредителям или повышения урожайности. Северинов подчеркивает, что такие продукты проходят строгие проверки на токсичность, как и любая другая еда, будь то яблоки или грибы.

Мифы о том, что ГМО изменяют человеческий геном, не подтверждены наукой. Пища, которую мы едим, переваривается, а ее ДНК не встраивается в наш организм. Северинов приводит пример: мы едим мясо и овощи, содержащие ДНК, но это не делает нас «огурцами» или «свиньями».

Читать далее

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с политикой обработки персональных данных и использованием файлов cookie. Подробнее