2 сентября 2021

Доктор Комаровский: важные советы для школьников и родителей

Некоторые дети выполняют домашнее задание быстро, другие медленно, третьи затягивают специально и даже симулируют болезни. Родители не знают, что лучше: приучать к самостоятельности, либо держать жесткий контроль

Известный врач-педиатр и телеведущий Евгений Комаровский рассказал, нужно и можно ли заставить ребенка учиться. А также, как правильно делать уроки с ребенком, чтобы сохранить его здоровье.

Основная причина, почему ребенок не хочет учиться

Врач уверен, что основная причина плохой успеваемости в школе – это не лень, а проблемы со здоровьем. Многие родители больше интересуются успеваемостью, чем здоровьем ребенка и зачастую «пропускают» развитие, порой, опасных заболеваний.

Не занижайте самооценку

Не все дети успевают за темпом преподавания учителя. Ребенок может не успевать усвоить материал во время урока. Он может не понять тему. Дальше, как снежный ком – следующая тема еще более не понятна, пропадает интерес к учебе. Что делать? Комаровский категорично заявляет: не бить, не ругать, не наказывать! Найти время, например, в выходной день, и объяснить ребенку тему. Если не понимаете сами, наймите репетитора и подтяните «пробелы».

Еще одна беда – оценки. Родителям важно, какую оценку получил ребенок. Некоторые дети фанатично стремятся к хорошим оценкам. Если не получается, то ребенка «бьют» с трех сторон – учитель, родители, а, порой, и одноклассники. Падает самооценка. Такой ребенок либо убеждается в своей «неполноценности» и уже не старается даже. Другой – списывает у одноклассников, получает хорошие оценки, но знаний – ноль. 

Родители ни в коем случае не должны бурно реагировать на плохие оценки, считает врач. Их можно исправить. Ребенку нужно словами и делом показывать, что вы любите его с любыми оценками, а не за хорошие показатели в учебе. Неудачи могут быть у всех. Истинная оценка – умение исправить ошибку.

Равнодушие родителей

Родителям часто не до разговоров с ребенком, они работают, чтобы в семье все было. От ребенка – как учеба, поел, выспался? Вот и все. Ребенок начинает чувствовать, что родителям его жизнь не интересна. Как протест – наплевательское отношение к учебе. Вам наплевать на меня, мне – на учебу!

Что делать? Комаровский призывает родителей больше внимания уделять детям, разговаривать на разные темы, интересоваться его чувствами, переживаниями, разделять радость.

Расхлябанность и загруженность

Некоторым детям учеба дается легко. Со временем они начинают «наспех» делать домашнее задание, сами не замечая, как «скатываются». Тут родителям надо вовремя заметить этот процесс. Вовремя остановить излишнюю самоуверенность, чтобы ребенок подтянул знания, и снова был на высоте.

Другая проблема – чрезмерная загруженность внеурочными кружками, занятиями.  Для развития личности, как считает Комаровский, достаточно одного-двух серьезных увлечений вне школы. Исключение лишь – явный талан и незаурядные способности ребенка, которые следует развивать с удвоенной силой.

Плотный завтрак  и «физминутки» на пользу

Не нужно ограничиваться чаем с тостом. Полноценный завтрак с утра необходим. Хорошо поевшие с утра школьники лучше учатся, выше концентрация внимания, больше энергии.

Надо сразу приучить ребенка делать перерыв во время выполнения задания. Он должен оторваться от книг и тетрадей, встать, потянуться, сделать несколько упражнений на разные группы мышц.

В режиме дня должен быть полноценный сон не менее 9-10 часов. Недосып сильно влияет на успеваемость и вредит всему организму.

25 июня 2025

Древнейшие гарпуны: как 90 тысяч лет назад люди учились ловить рыбу

Станислав Дробышевский, российский палеоантрополог, кандидат биологических наук и популяризатор науки с МГУ, раскрывает, как древние люди учились добывать рыбу и морепродукты, превращая рыбалку в искусство выживания. Погрузитесь в историю, где костяные гарпуны и крючки из раковин открывали путь к освоению океанов, и узнайте, почему рыба может стать ключом к нашему будущему!

Задолго до появления современных удочек и сетей наши предки уже мастерски орудовали гарпунами, вылавливая гигантских сомов в реках Африки. Удивительно, но эти костяные орудия почти не отличаются от современных!

Рыбалка — это не просто хобби, а занятие, уходящее корнями в глубокую древность. Около 90 тысяч лет назад, в месте под названием Катанда (Республика Конго), люди уже научились ловить рыбу с помощью сложных орудий — костяных гарпунов.

Эти находки, обнаруженные археологами, поражают своей продуманностью: зазубренные края и бороздки для крепления веревки делали гарпуны невероятно эффективными. Представьте: в тропическом лесу, где охота на крупных животных была затруднена, люди нашли способ добывать пищу из реки, вылавливая сомов длиной до полутора метров!

Читать далее

ГМО: почему бояться не стоит?

Генно-модифицированные организмы вызывают споры, но ученый Константин Северинов объясняет, почему страхи вокруг ГМО необоснованны

ГМО — это организмы, чей геном изменен для улучшения свойств, например, устойчивости к вредителям или повышения урожайности. Северинов подчеркивает, что такие продукты проходят строгие проверки на токсичность, как и любая другая еда, будь то яблоки или грибы.

Мифы о том, что ГМО изменяют человеческий геном, не подтверждены наукой. Пища, которую мы едим, переваривается, а ее ДНК не встраивается в наш организм. Северинов приводит пример: мы едим мясо и овощи, содержащие ДНК, но это не делает нас «огурцами» или «свиньями».

Читать далее

Генетические тесты: гороскоп или наука?

Генетические тесты обещают раскрыть тайны вашей ДНК, но насколько они точны? Константин Северинов называет их «генетическими гороскопами»

Генетические тесты могут выявить носительство мутаций, связанных с заболеваниями, но их развлекательная часть — вроде предсказаний о талантах или склонности к спорту — часто не имеет научной основы. Северинов сравнивает такие тесты с гороскопами: они дают общие утверждения, в которые легко поверить.

Тесты анализируют геном, сравнивая его с эталонным, и находят до 3000 отличий, которые делают каждого уникальным. Однако предсказания о сложных чертах, таких как интеллект, ненадежны, так как зависят от множества факторов. Северинов советует относиться к ним скептически и консультироваться с врачами для медицинских выводов.

Читать далее

Ген красоты: правда или вымысел?

Многие верят, что красота передается по наследству через гены. Но что говорит наука? Генетик Константин Северинов развенчивает мифы.

Сгенерированная иллюстрация по промту редакции АНДРЕЙ БЕЛЫЙ | ТУАПСИНСКИЕ ВЕСТИ

Красота — это субъективное понятие, которое сложно измерить объективно. Северинов подчеркивает, что гены действительно влияют на внешность, но нет никакого «гена красоты», который можно выделить.

Генетика изучает наследуемые признаки, такие как цвет глаз или форма носа, но их восприятие как «красивых» зависит от культурных и социальных норм. Так что мечты о генетическом рецепте красоты остаются фантазией.

Читать далее

Ген бедности? Ученые развенчивают мифы о наследственности

Существует ли ген, который обрекает человека на бедность или глупость? Доктор биологических наук Константин Северинов объясняет, почему такие утверждения — не более чем мифы.

Сгенерированная иллюстрация по промту редакции АНДРЕЙ БЕЛЫЙ | ТУАПСИНСКИЕ ВЕСТИ

Генетика — это наука о наследуемых признаках, но социальные характеристики, такие как бедность или успех, не имеют четкой генетической основы. Северинов в подкасте «Куджи» отмечает, что подобные черты чаще являются социальными конструктами, а не результатом работы генов.

Чтобы доказать наличие «гена бедности», нужно провести сложный эксперимент: скрестить людей с определенными признаками и проследить за потомством. Однако это практически невозможно, так как бедность зависит от множества внешних факторов, а не только от генетики.

Читать далее

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с политикой обработки персональных данных и использованием файлов cookie. Подробнее