1) Сделайте ошибку. Намеренно
Ошибку – в каком-нибудь слове или предложении. Для вашего слушателя это возможность поправить вас, т.е. вызвать его участие. Но главное, так вы покажете, что и вам тоже свойственно ошибаться. Это особенно действенно в ситуации «лектор / студенты»: вы как бы демонстрируете, что вы такой же, как они, а они в свою очередь воспримут вас как одного из «своих». Это снимает напряжение и помогает создать доверительные отношения.
2) Озвучьте похвалу в адрес собеседника со стороны 3-го лица
Если от себя – это может спровоцировать некоторую неловкость. И похвала плохо воспринимается вот так, непосредственно. Куда более сильный прием – как бы передать комплимент от кого-то другого. Например, сказать: «Ваш коллега по работе хвалил вас за настойчивость». Это поможет лучше расположить к себе человека.
3) Проявите участие / сочувствие
Каждому приятно, если кто-то проявляет к нему или его работе интерес. Но только не переборщите, особенно с сочувствием – иначе это будет звучать слишком наигранно и может дать обратный эффект.
4) Направьте разговор в такое русло, чтобы ваш собеседник сам себя похвалил
Подведите его к этому. Например, фразами в духе: «Чтобы провернуть такое дело, нужно было перелопатить гору материала». Чтобы человек волей-неволей признал, что да, для этого результата ему действительно пришлось потрудиться.
5) Попросите человека о чем-нибудь
Один из лучших приемов. И речь не о какой-то серьезной помощи, из серии дать денег взаймы. Достаточно даже чего-то совсем несущественного. Подсознательно этот человек как бы инвестирует в вас. И, конечно, поднимается в собственных глазах, он ведь сделал кому-то добро. Как показывает практика, такой человек гораздо охотнее поможет вам снова, чем в обратном случае – если бы вы помогли ему чем-то.
Но и здесь тоже не перестарайтесь, ни в коем случае не нужно создавать человеку чрезмерные хлопоты или садиться ему на шею.