12 августа 2013

Академик Мархинин: «Я слышал, как стучит сердце вулкана»

Он знает каков вкус у шашлыка поджаренного над огненной лавой вулкана. Ему довелось переплывать в одиночку кратерное озеро. Катался по лаве на камне, как на сноуборде! А еще перевернул основы вулканологии, биохимии и науки о происхождении всего земного. Все это выпало на долю нашего земляка, вулканолога с мировым именем, доктора географических наук, академика Евгения Мархинина.

Прожив бурную и интересную жизнь, он и его жена Ирина Борисовна избрали Туапсинский район местом отдохновения от дел. Но и здесь им спокойно не живется – вот уже 7 лет подряд они устраивают международные конференции по вулканологии.

Евгений Константинович! А правда, что по лаве можно кататься?

Правда, и мы этим грешили, особенно по молодости, друг перед другом показывали, кто – не трус. Делалось это так: вулканическая лава течет медленно, ты выбираешь подходящий плоский камень и прыгаешь. Надо только лицо закрывать обеими руками – жжет неимоверно. Ну и, конечно, место надо выбирать такое, чтоб в любой момент можно было соскочить – не в лаву, разумеется.

Академик Мархинин в своей квартире в Туапсе. Лето 2013 года.

А куда ваше начальство смотрело?

Так я и сам был начальник! Начальник Ключевской вулканической станции – той самой, которая изучала вулканы Курил. «В поселке у сопки гигантской с коротким названием Ключи, мы слушали с помощью станций, как сердце вулкана стучит…» — писал я тогда. Я долго добивался, чтобы стать вулканологом – после Московского геологоразведочного института три года разведывал каменный уголь в Средней Азии. А уж потом пришел в лабораторию вулканологии (узнал, что есть такая в Москве), стал аспирантом, и меня послали начальником Ключевской вулканической станции.

“Когда я начал серьезно заниматься своей родословной, то вообще выяснились удивительные вещи – мой пращур был родственником Пушкина! А мне все в молодости говорили, что я похож на него. И стихи пишу легко, как все Пушкины. Но, конечно, гений он один такой – ему равных нет”.

Было мне 35 лет. А за плечами – война, ранение. В прошлом арест отца, высылка из Москвы за 101 километр, ранняя смерть мамы… Работу на вулканах я расцениваю как запоздалое раскаянье судьбы.

Самые мощные вулканы Евразии расположены на Камчатке. Это вулканы Ключевской группы. Но большинство действующих вулканов Курило-Камчатской дуги расположено все же на Курильских островах. На них я проводил экспедиционные работы 38 лет! С 1954 года по 1992 год. С Камчатки на Курилы мы «ходили» на экспедиционной шхуне «Геолог». На вершину главного Ключевского вулкана, у подножия которого и жил весь поселок, добирались на ездовых собаках.

Супруга академика Ирина Борисовна

Евгений Константинович, а зачем человек изучает вулканы?

–А зачем он изучает моря, леса, землю? Чтобы понять, в каком мире мы живем, откуда появились, куда идем. Вечные вопросы. Но самое удивительное, что никто не смотрел на вулканы с точки зрения эволюции эволюции земли. В 70-х годах, после очень многочисленных экспериментов я дерзнул сделать вывод, что все живое на земле – обязано вулканам. Что вся эволюция осадочных, водных пород — есть в конечном итоге результат переработки первичной вулканической продукции. А получилось это так. Однажды на станции я увидел книгу академика Григория Опарина, ученого, главного авторитета в области науки о происхождении жизни. Называлась она «Проблемы происхождения предбиологических систем» Он, ссылаясь на опыты заокеанских ученых, предположил, что в земной коре всего 0,05-005 процента вулканической породы. И описывались опыты американских коллег, как они добывали предбиологические системы, так называемую, «проматерию». Они брали в колбу газы и пропускали через мощный разряд тока – и получали аминокислоты (основы белка). Другой путь – раскаляли песок до 900 градусов и тоже пропускали через мощный разряд тока – и получали аминокислоты! А я подумал: вулкан – та же лаборатория. Температура при извержении 900 тысяч градусов, те же энергетические разряды, тот же газ выделяется. И в одно из извержений мы набрали проб и разослали по лабораториям. Каково же было удивление, что обнаружили там аминокислоты.


Многое понимать стал потом, когда открылась вся информация об ужасах репрессии. Искал следы отца. Помню, ночной арест. Когда за ним пришли, он подошел ко мне, положил руку на голову и сказал: «сынок, будь всегда за трудовой народ!» через несколько месяцев его расстреляли.

Научный мир легко принял новую версию происхождения мира?

Когда такое было? В первый раз большинство коллег опровергало мои доводы, когда опытов и научной базы стало больше, пришлось принять. Правда, геологический научный мир как-то спокойно отнесся к этому, а вот биохимики до сих пор изучают вулканы именно в связи с происхождением мира.

Какое из извержений на вас произвело впечатление?

Я видел десятки извержений – и ни одно не похоже на другое. Но поймите, мы не просто любители природы, нам некогда было даже фотографировать эту красоту. Надо было успеть сделать очень много работы. Взять пробы. В разное время извержения. Из разных точек, сами пробы разные — пепла, газов, грунта и так далее… Впрочем, есть один вулкан, о котором стоит сказать – Безымянный. 30 марта 1962 года он взорвался. На нем произошел большой взрыв. То есть снесло «крышу» – кратер, и огненная гора поднималась высоко вверх.

Как же вы там работали?

Мы не лезли в лаву, работали в том месте, где позволяла безопасность. И все же люди гибли. От прямого попадания вулканической бомбы в голову на Ключевской сопке погиб Андрей Иванов, в Южной Америке вулканический взрыв похоронил группу вулканологов в том числе сотрудника нашей лаборатории Игоря Меняйлова. Вообще никого и ничего не нашли на их месте… Отравившись вулканическими газами на Толбачике, умер Александр Будников. Я попал в больницу с химическим воспалением легких, но выздоровел. Увы! Такова уж – специфика работы вулканологов. Вулканология – действительно опасная профессия.

Евгений Константинович, а не скучно вам в нашем тихом Туапсе?

Ну… Мне уже 87 лет. Пора быть поспокойнее. Да и стенокардия разгуляться не дает. Поэтому мы давно уже не бываем на своей даче в «Весне» (ее коллеги называют вилла по имени МАР). Но работа по подготовке к ежегодным научным конференциям «Вулканизм, биосфера и экологические проблемы», встречи с учеными, которые приезжают, не дают расслабляться. А привозят иногда очень интересные работы. Каждый год с нетерпением жду новых – интересно все-таки, что еще нашли в наших вулканах?

Евгений Мархинин умер в 2016 году

29 октября 2024

Туапсинец стал волонтером ещё до начала СВО

Ваге Арутюнян рассказал, как это произошло, в чем сегодня нуждаются бойцы, о своих поездках в зону спецоперации.

Ваге Арутюнян - координатор БФ «Колокол-Туапсе», на его счету десятки поездок с доставкой гуманитарных грузов в Донецкую, Луганскую, Курскую, Белгородскую область.

По его словам, еще до начала СВО случайное знакомство переросло в желание помогать тем, кто борется с нацистами на Украине.

Читать далее
19 сентября 2024

Туапсинка Екатерина Дудченко рассказала, как после войны училась в Херсонской области

Нашей подписчице Екатерине Дудченко 85 лет. Ей исполнилось семь в 1946 году. Она жила с родителями в Каховке. Там она пошла в первый класс.

«Сначала мы ходили не в школу, а в приспособленное помещение, - вспоминает Екатерина Федоровна. – Сидели в классе прямо на полу, потому что сидеть было не на чем. Учительница стояла у окна. А мы на колени себе клали фанерку, а на фанерку бумагу. У большинства детей вместо бумаги газеты были.

У меня было что-то наподобие блокнота. Дядя был бухгалтером в селе, вот и дал мне блокнот. Чернила стояли у нас рядом на полу.

Читать далее
17 сентября 2024

Как туапсинский токарь стал Фазой-артиллеристом

Никита служит сейчас на Донецком направлении. Его призвали в сентябре 2022 года в первую неделю объявленной частичной мобилизации.

Он даже заранее собрал вещи, потому что был уверен, что мобилизуют. Не дождавшись повестки, по звонку из военкомата сам приехал.

До этого Никита закончил Краснодарский машиностроительный колледж (КМСК) и получил специальность – токарь. Прошел обучение в ДОСААФ на права категории «С», отслужил срочную службу. Работал оператором газораспределительной станции в родном поселке.

Читать далее
13 сентября 2024

Почти 30 маскировочных сетей сплела 82-летняя жительница Туапсинского района

Два года во дворе своего дома Айгануш Чакрян работает, чтобы защитить бойцов спецоперации.

«Мама родилась в Четвертой Гунайке, здесь, в этих местах росла, работала, растила троих детей, - говорит Надежда, дочь Айгануш Чакрян. – Она всегда была в самой гуще жизни родного села, там, где нужнее всего.

Поэтому, когда началась спецоперация, мама решила во что бы то ни стало помогать нашим защитникам.

Читать далее
20 августа 2024

Контора Старка

Есть в Туапсинском районе частный музей. Находится он в Ольгинке. Его основатель – историк и культуролог Сергей Старк – называет свое детище единственным в России музеем на пляже.

Частные музеи для нашей страны явление не редкое. Их владельцы обычно бессистемно собирают предметы старины – картины, костюмы, посуду, предметы быта. Создают их с целью заработка на туристах. Самовар, прялка - вход 300 рублей. В «Конторе Старка» все по другому. Владелец музея, автор книг по истории Ольгинки насытил помещение неодушевленными свидетелями той эпохи. По сути, это дополнительные материалы к его книгам и его изысканиям.

Формально здесь вы узнаете историю села Ольгинка от самого его образования, познакомитесь с интересными фактами из жизни населявших когда-то этот уголок Черноморского побережья людей. Увидите портреты основателей и известных личностей, чьи дачи находились в этом месте в начале XX века. Но – удивительное дело. Каждая экскурсия, которую проводят Сергей Старк и сотрудник музея Марина Карабут, всякий раз перерастает в увлекательное путешествие по всему Черноморскому побережью – от Анапы до Сочи.

Читать далее