25 октября 2013

…Только так научишься побеждать!

Финал краевого чемпионата по горным гонкам «просвистел» в субботу на трассе Шаумян – Чинары. Несмотря на дождь и ветер, посмотреть на яркое зрелище собралось много зрителей – кто-то заранее установил палатки, кто-то натянул тенты. А кто-то просто несколько часов простоял под дождем. Но зрелище того стоило.

36 машин всех марок и мастей носились на скорости по гравийной дороге.
Пилоты из Анапы, Новороссийска, Геленджика, Сочи, Горячего Ключа, Москвы и Брянска. И, конечно – наши, туапсинцы. Самый опытный – неоднократный победитель горных гонок туапсинец Сергей Пиджаков, он и стал абсолютным чемпионом по результатам всех этапов; самый юный – 18-летний студент Игорь Пономарев.

– Мы уже четыре года проводим открытый чемпионат Краснодарского края по горным гонкам, – рассказывает председатель оргкомитета чемпионата, председатель Туапсинской Федерации автомобильного спорта, чемпион России по автомобильному спорту, мастер спорта Валерий Трапезников. – И с каждым разом участников все больше. Например, на сочинском этапе было 70 машин. Всего на «Ралли-2013» было 8 этапов. Они прошли в Сочи, Адлере, Туапсинском районе и других местах края. Самый большой этап – 6 километров на горе Ахун. Здесь, под Чинарами – 3,5.

Сезон завершен. После подведения итогов горячие железные кони ненадолго встанут в стойла. И то для того, чтобы «подлечиться». Ведь весной начнется новый чемпионат – на этот раз Южного Федерального округа. И кубок России.
А мы задали несколько вопросов самому юному туапсинцу, участвовавшему в ралли, студенту, 18-летнему Игорю Пономареву, студенту 1 курса РГГМУ.

– Игорь, как получилось, что ты вместо того, чтобы тусоваться по клубам или «рубиться» ночи напролет в компьютерную игру, не в пример сверстникам, в свои восемнадцать лет успел и в соревнованиях на кубок России поучаствовать, и в открытом чемпионате Краснодарского края?

– Намек понял. Но скажу сразу – я и общение люблю, с компьютером на «ты». Но с детства заболел гонками – и с тех пор мне это больше всего интересно. Это случилось давно, когда еще гонки проходили в Гизель-Дере. Сейчас там дорога разбита, так жаль. А между тем, эта дорога в международной классификации горных гонок – 15-я в мире по сложности. А раньше, когда проходили гонки, я ходил туда с отцом. И никогда не забуду тот восторг, который охватывал меня от вида несущихся машин. Скажу по секрету, сам-то я водить машину научился, едва до педалей доставать начал. Папа – профессиональный водитель, я с ним в машине, сколько себя помню. Вот он меня и научил. Так что, когда пришло время получать права, я уже ездил хорошо. И даже пробовал гоняться по безлюдным заброшенным дорогам. Выезжали с друзьями, перекрывали старт и финиш, чтоб случайно никто не проехал – и гоняли.

– У нас модно по ночам прямо на улицах так гонки устраивать. Одно время – на Карла Маркса, потом на Набережной…

– Это – глупость, понты. Типа у кого машина круче. Себя показать, покрасоваться. Настоящие гонки – спокойные, и чем сложнее, тем интересней. Вот в субботу на финале такой дождина лил! Ветер чуть ли не сносил. Но зато и интересно в таких условиях – кто выстоит, справится, не ошибется? У меня очень хороший наставник Алексей Егоров – штурман победителя многих гонок, туапсинца Сергея Пиджакова. Штурман для пилота – не просто глаза и уши – мозг! Перед каждым соревнованием штурман проезжает трассу, как картограф, составляет ее подробный план, потом с пилотом штудирует, потом вместе проезжают. А уж когда непосредственно гонка идет, пилот может даже не смотреть по сторонам, он только слышит штурмана, который ему говорит «направо», «налево» или «газ», «тормоз» и так далее. Так что от штурмана зависит многое. Сейчас у меня очень хороший штурман – Денис Караяниди. А тренер – Алексей Егоров. Когда он начал со мной работать, я понял, что вообще ничего не знаю. Я-то думал, умею ездить. Пришлось забыть все, что «умел», и начинать учиться сначала. Как правильно руль держать, как в кресле сидеть – не говоря о том, как ездить. Он всему меня учил и продолжает учить, за что я очень благодарен.

– Твой номер начинался с нуля. Что это значит?

– Таковы правила любой гонки. Впереди основных, наиболее сильных участников, идет нулевая машина. Она – глаза и уши организаторов. У нас рация, включенная на той же волне. Мы все слышим, все видим. На нулевых очень большая ответственность – мы идем впереди основных и должны еще раз, последний, прокатать трассу. Они несутся следом и доверяют нам.
С другой стороны, организаторы должны быть уверены, что пилот на нулевой машине не увлечется гонкой, не позволит себе забыть все на свете. Результат здесь не главное. Он даже не идет в зачет.

– Тогда в чем же смысл участия?

– Колоссальный опыт. Быть нулевым на соревнованиях такого ранга – большая удача, я от имени всей семьи благодарю Валерия Ивановича Трапезникова, председателя оргкомитета гонок, за доверие. Ты начинаешь видеть гонку изнутри – и это дорогого стоит.

– Но ведь ваш результат даже не учитывают!

– Его учитывают. Он фиксируется, но я не участвую в общем зачете. В принципе, это не страшно. Зато я для себя делаю выводы, как проехал. Видел, как едут другие. Все это пригодится в будущем. Я был одним из нулевых на Кубке России (на соревнованиях такого ранга должно быть не менее трех нулевых машин – иначе гонки не состоятся), организаторы, видя, что я такой «зеленый», поставили меня последним. А когда к финишу пришел я один (из этой группы), в следующий заезд поставили первым.

–Что самое сложное на трассе?

– Зрители. При всем уважении, часто именно они становятся причиной аварий и недоразумений. Пилот на повороте может и по кустам дать, откуда ему знать, что там притаился зритель? А еще любят перебегать по трассе с места на место.

– А вдруг улетишь с крутого обрыва?

– Слава Богу, такого не было. Но дерево на повороте как-то зацепил. Помните, у Высоцкого? «Скорости не сбрасывай на виражах – только так научишься побеждать». Вот я и учусь…

12 апреля 2024

Спасать людей после ДТП в Туапсинском районе бросилась случайно оказавшаяся рядом фельдшер

Ольга Раганян, 23-летняя сотрудница туапсинской Станции скорой помощи, на своей машине ехала по трассе Туапсе-Майкоп, где возле хутора Греческий столкнулись автобус и две легковушки.

«Я утром ехала на своей машине домой после смены, - говорит Ольга Вячеславовна. – И вдруг впереди произошла эта авария. Я сразу же направилась к людям, вдруг есть пострадавшие.

В автобусе пострадавшими оказались женщина и мужчина, нашлась аптечка в автобусе и вторая – в легковом автомобиле, где пострадал водитель. Я сделала перевязки, старалась поддержать пострадавших в этой стрессовой ситуации.

Читать далее
9 апреля 2024

Как в Туапсинском районе на след убийцы вывел череп

Под руководством Александра Логвина туапсинский Отдел милиции раскрывал до 300 уголовных дел
в год.

"В Агое в реке всплыл человеческий череп, в полицию сообщили местные жители, – вспоминает спустя почти сорок лет полковник милиции в отставке Александр Логвин.

– На место выехала группа криминалистов. Сначала выдвинули версию, что осадками подмыло одно из кладбищенских захоронений. Однако, детально осмотрев находку, наш эксперт заметил на костях черепа следы свинца. Кладбищенская версия рухнула, мы поняли, что имеем дело с убийством.

Читать далее
13 марта 2024

Марет Чачух научилась говорить по-русски в школе, а сегодня она – учительница адыгейского языка

На ее уроках ученики сош № 12 села Георгиевского познают не только письменную и устную речь своих предков, но и основы традиций, быта, причем, учат родной язык не только по учебникам, но и через танец.

«Очень люблю танцевать, - признается Марет Чачух. – В танце можно сказать все без слов. С танца началась моя работа педагога: учила молодежь Цыпки, где живу с 5 лет, как чувствовать ритм, как правильно двигаться. У некоторых плохо получалось, приходилось из двенадцати танцевальных частей делать только шесть.

Потом поняла: пока сердцем не почувствуют, пока душа не затанцует, так и будет. Ведь что получается? Раньше танец был обязательным на общих и семейных праздниках, танцевали родители, танцевали дедушки и бабушки. Танец для всех был частью жизни. Вот также и с родным языком.

Читать далее
8 марта 2024

Русская матушка

Ирина – жена священника отца Павла, мать троих детей, дипломированный врач. И хотя Международный женский день далекий от церкви праздник – отец Павел обязательно дарит матушке Ирине какой-нибудь милый подарок. Православным не возбраняется проявлять любовь и заботу в любобое время. Так что светское 8 Марта, славящее материнство и женственность, отмечают даже глубоко верующие люди.

Семья Чергинец приехала в Туапсинский район из зоны СВО, из Херсонской области, в ноябре 2022 года. Проводилась эвакуация мирного населения от украинских обстрелов. Прибыли в пункт временного размещения в Небуге, где до сих пор зарегистрированы. 

Павел и Ирина 13 лет вместе. Старшей дочке Марии 11 лет, сыну Ивану 7 лет, а младшей Анастасии 5 лет. Матушка занимается домом, детьми и помогает мужу во всем. Руководит сейчас церковным хором в храме при туапсинском роддоме. Детей, кстати, взяли в музыкальную школу. Ивана – на хоровое отделение, а Машу – на фортепиано. 

Читать далее
23 февраля 2024

Отец «Жеглова»

Юрий Козленко – учитель в туапсинской школе No2. Не все знают: на его счету 156 боевых операций во второй чеченской кампании. Он дважды ранен, дважды контужен. Служил в ФСБ, награжден как за боевые заслуги, так и за борьбу с религиозным экстремизмом, экономической преступностью.

Юрий Козленко воспитал сына, который поднял русское знамя на здании администрации Херсона. Позывной сына – «Жеглов». Мы писали о нём. Поговорили с Юрием Козленко о семейных ценностях, деятельной любви к России военной службе

– У вас столько боевых наград... Просто удивляешьсякакоткуда?

Читать далее