9 ноября 2013

Театральный роман. История с продолжением

55 лет назад в Туапсе появился народный театр, прародитель ТЮЗа. Его основателями были Сергей Пронский и Михаил Штейнбок.

Ох, не зря любил великий Пушкин красавицу-осень! Это пышно-прекрасное время года урожайно и плодовито во всем – в рубиновых и золотых яблоках, нефритовой капусте, а также в стихах, прозе и других делах душевных. И, наверное, не случайно в пору золотой осени 1958 года произошла встреча двух с виду ничем не примечательных людей, от творческого содружества которых и появился наш туапсинский народный театр. Туапсинцы постарше безошибочно назовут их имена – Пронский и Штейнбок.
Сегодня, глядя на метаморфозы нашего ТЮЗа, следя со сладким посасыванием под ложечкой за действами его новых постановок, еще больше проникаешься мыслью, что ничего не может возникнуть просто так. И зерна театральности туапсинской публики, эта ненасыщаемая потребность в высоком искусстве были заложены тогда, в пятьдесят восьмом. И вот как вспоминал этот «посев» один из его ростков, историк и вечный романтик Эдуард Иосифович Пятигорский:

«В 1958 году в краевом управлении культуры появился высокий плотный человек. Мужчина представился:

– Пронский Сергей Павлович, театральный режиссер. Ищу работу.

Начальник управления обрадовался:

– Знакомьтесь – директор Дворца культуры нефтяников из Туапсе Михаил Семенович Штейнбок. Мечтает об организации самодеятельного театра.

При ДКН (Дворец культуры нефтяников) уже существовал драматический кружок. С появлением Пронского в Туапсе произошло слияние самодеятельных коллективов ДКН и ДКМ в единую труппу туапсинского народного театра. Он получил базу в городском парке, но спектакли, как правило, ставились во Дворце культуры моряков (ныне ГДК). Первой работой была постановка по пьесе М. Кочина «Жизнь за жизнь». Спектакль был принят зрителями с восторгом. Газета «Ленинский путь» (ныне «Туапсинские вести») в номере от 7 ноября (!) 1958 года посвятила ему гигантскую рецензию Евгения Берлизова. А через год театр получает название – Туапсинский народный драматический.

В труппу пошла молодежь – Р. Райкопуло, Э. Тыльчик, В. Еириенко, Л. Чикурова, Т. Павлова, В. Малышев и… ваш покорный слуга. Театр был не просто подмостками, а подлинным учебным заведением. Слушателям преподавались основы театрального искусства. Сергей Павлович Пронский ушел из жизни в 1967 году, но театр продолжал работать. Продолжали жить уроки мастерства и любви к театру, которые он преподал вместе со своей супругой Татьяной Ивановной. Они стали путевкой в актерскую жизнь для Ларисы Чикуровой, Клавдии Азаровой и Тамары Павловой. Любопытная ситуация сложилась с театром им. Ленинского комсомола: здесь в конце 70-х работали Лариса Чикурова и Андрей Болтнев. Оба начинали свой путь на профессиональную сцену в Туапсе».

А в продолжение этого экскурса, который мы можем совершить благодаря печатным статьям Эдуарда Иосифовича, мне бы хотелось привести его размышления о предназначении Города:

«Любой город – генератор талантов. Он выплескивает в страну «протуберанец» потенциальных Героев, выдающихся ученых, организаторов производств, художников, писателей, артистов и спортсменов. Это – главная функция города как генератора «человеческого фактора». Когда «протуберанец» начинает иссякать, это значит, что город утрачивает дух здорового авантюризма и стареет. Он все чаще поет гимн «На мой век хватит!», гимн собственной самодостаточности, и все больше превращается в толпу самодовольных утилизаторов пищи…»

Как Ильф и Петров, как Станиславский и Немирович-Данченко

Да, конечно, не личность творит историю, а… содружество личностей. Пожалуй, достаточно двух, ярких, сильных, жаждущих настоящего. Как Станиславский и его альтер эго Немирович-Данченко, как туапсинские Пронский и Штейнбок. Заметим, что Сергей Пронский был выпускником театральной студии Станиславского. А здесь он обрел единомышленника и такого же , как и сам, подвижника Мельпомены и Талии в лице Михаила Штейнбока. Они-то и зажгли первые звезды поистине народных талантов туапсинских рабочих, инженеров, служащих, педагогов…

Читаем в газете «Ленинский путь»: «Эту мысль (в образе доньи Хуаны – О.С.) тонко и отчетливо прочертила своей игрой воспитательница детского сада № 9 Любовь Кияева… Ее служанку, Леонору, играет нормировщица механических мастерских Валентина Пика… Живо и вместе с тем просто играет солдата Эрнандо учащийся гидрометеотехникума Валентин Дворцов, а дона Педро, полного верности, преданности и нежной любви, исполнил Эдуард Тыльчик… Туапсинский театр показал свой новый спектакль «Чудеса пренебрежения» по пьесе Лопе де Вега». В репертуаре народного театра и классика А. Чехова, М. Горького, А. Островского, и современная драматургия Б. Васильева, А. Коломийцева, Л. Леонова, который, в частности, писал: «Прошу передать коллективу театра мою признательность за отданное моей пьесе творческое время… Хочу пожелать всем терпения – копать по возможности глубже до спрятанного в тексте третьего, четвертого горизонта».

И они «копали». Докеры, учителя, инженеры, медсестры, создавая элиту культуры родного города. «Протуберанцы», находившие в сутках дополнительные часы вопреки всей физике, чтобы после трудового дня играть, блистать, творить. «Не верю»? Это было не для них.

Ренессанс

Эпоха Возрождения. Что может быть прекраснее гармоничного слияния богатейших традиций с новаторскими и смелыми решениями современности? Сегодня наш туапсинский Театр юного зрителя – это профессиональный, творческий коллектив с огромным потенциалом. Но он же – и правопреемник той самой публики, которую вырастили в свое время Пронский и Штейнбок.
Туапсинцы были избалованы и репертуаром, и стилем, и подачей спектаклей (в период с 1958 по 1991 год было поставлено 56 пьес и сыграно 800 спектаклей!). И это очень чутко уловил художественный руководитель нашего ТЮЗа Александр Лухин: «Единственный наследник», «Золушка», «Мой милый Плюшкин» – эти и другие премьеры современного периода демонстрируют не только вкус, но и стремление найти понимание зрителя. Чувствительные туапсинцы оценили, что наряду со столичными звездами, встречами с которыми балует нас Александр Лухин, мы ощущаем творчество и Амбарцума Карабашьяна, с которого, собственно, и начинался ТЮЗ, и заслуженного артиста Кубани Павла Захарченко, и всей труппы – нашей, туапсинской, а потому «самой лучшей»!

Возможно, Ренессанс, в котором пребывает сегодня наш театр, возродит и самодеятельные театральные кружки для взрослых и детей. Ведь, шутка ли, в свое время в труппу туапсинского народного театра входило 160 человек! С подмостков народного театра вышли к Олимпу искусства актер Андрей Болтнев, художник-мультипликатор Михаил Алдашин, театральный художник и режиссер Павел Каплевич. Но это – уже другая история, с которой мы познакомим читателя в самое ближайшее время.

20 мая 2025

Вкус моря: черноморская ставрида

Черноморская ставрида – вкусная и доступная рыба. Нежное мясо этой хищной рыбы легко готовится – жарить, запекать или гриль. Наши советы помогут быстро создать аппетитные блюда, включая сочный рецепт без чистки, даже на кухне в арендованной квартире.

Но сначала расскажем, где и как выбирать ставриду:

Чтобы блюдо получилось вкусным, важно выбрать свежую рыбу. Обращайте внимание на следующие признаки:
Запах: свежая ставрида пахнет морем с легким йодистым ароматом. Резкий запах – признак несвежести.
Глаза: должны быть прозрачными и слегка выпуклыми. Мутные или ввалившиеся глаза указывают на несвежую рыбу.
Жабры: ярко-красные или розовые. Коричневые или серые жабры – повод отказаться от покупки.
Чешуя: блестящая, плотно прилегает к телу. Кожа не должна быть липкой.
Упругость: нажмите на тушку пальцем – вмятина должна быстро исчезнуть.

Читать далее
28 апреля 2025

Оборона Скурата

Юрий, позывной Скурат, — наш земляк, рисковавший жизнью, защищая Родину на белгородском направлении. Четыре месяца он ежедневно видел противника — их разделяло всего 700 метров. Отступать было нельзя: за спиной работала артиллерия, не дававшая врагу спуску. А в Туапсе Юрия ждала семья — жена и трое детей, которым так нужно его внимание, особенно маленькой Тее

Когда я первый раз позвонила Юре, чтобы договориться об интервью, он спросил: «А вы вот прям про меня будете статью писать?». На мой утвердительный ответ сказал: «Да я и не знаю, что рассказывать. Я ж ничего такого не совершил». Но встретиться все-таки согласился.

Добротный дом в Кроянском. Площадка с навесом под машину, участок. Огромная — выше соседской крыши — ель. Юра рассказывает, что посадил ее вместе с отцом, когда ему было 6 лет. Говорю, что если на нее навязать новогоднюю гирлянду, будет красиво. Он смеется, но соглашается, что надо попробовать. Прямо за участком — лес, с горы льется самый натуральный водопад, который в дождь становится еще больше. Вместе с хозяином нас встречают хаски и кот. Собаку Юра сразу привязывает. Не потому, что злая, наоборот, слишком дружелюбная. Коту на нас откровенно наплевать, хотя почесать за ухом разрешает.

Читать далее
15 апреля 2025

Григорий Щедрин — капитан счастливой «эски»

Он заставлял фашистов дрожать от страха, а его подлодку С-56 прозвали привидением за неуловимость. Туапсинец Григорий Щедрин, сын казаков и герой морей, прошёл через девять морей и три океана, чтобы вписать своё имя в историю Великой Отечественной войны. Как простой паренёк из Небуга стал вице-адмиралом и легендой родного города?

Вице-адмирал в отставке Герой Советского Союза Григорий Щедрин с внуком. Фото сделано в 1975 году фотографом А. Каневским / РИА Новости

Подводная лодка С-56, которой командовал Григорий Щедрин, в годы Великой Отечественной войны была самой результативной субмариной, вселяющей ужас в фашистов. С-56 совершила восемь походов, потопила дюжину судов, повредила четыре немецких корабля. Более трёх тысяч глубинных бомб враг сбросил, пытаясь ликвидировать С-56, но тщетно. Эту советскую лодку немцы называли привидением — семнадцать раз фашисты торжественно заявляли, что лодка и прославленный экипаж Щедрина погибли, но она снова появлялась в самые неожиданные для неприятеля моменты и атаковала его. Её командир, туапсинец Григорий Щедрин, 5 ноября 1944 года получил звание Героя Советского Союза.

Именем вице-адмирала Григория Щедрина названа одна из городских улиц и школа № 5, в которой когда-то учился командир подлодки С-56. А в туапсинском музее им. Н. Полетаева выставлен письменный стол, за которым работал Григорий Щедрин — почётный гражданин города Туапсе, в котором и сегодня живут его родные.

Читать далее
11 апреля 2025

Егерь

«Егерь» — таков позывной нашего земляка Артёма. В 2023 году он подписал контракт и отправился на фронт. В редакцию пришёл с сыном Матвеем. Мальчишке одиннадцать лет, но он провёл с нами всё интервью — а это не один час. Не всё сказанное подходило для детских ушей, но Артём предупредил: «Он уже взрослый, пусть знает. Тем более ничего секретного я не раскрою. На фронте остались ребята, и лишняя информация может им навредить»

На фронт попал через „Ахмат“. Уехал в Чечню, прошёл подготовку. Через месяц оказался в Луганской области, в штурмовом подразделении.

„Хохол“ — позывной командира. Говорят, кто-то из родственников родом с Украины — отсюда и прозвище. (От редакции: „Хохол“ стал легендой на фронте. О нём и его бойцах рассказывал в соцсетях глава Чечни Рамзан Кадыров, назвав их „настоящим кошмаром для украинских националистов“.)

Читать далее
8 марта 2025

Цветы для классной

Первая учительница, как вторая мама. Это не пустые слова — так и есть. Поэтому первые цветы в нашей жизни мы дарим матери, а вторые — несём самому важному для нас человеку в школе. Традиция, укоренившаяся с советских времён. Благо есть кому и ради кого её продолжать.

Анита Напсо: «Я люблю свою работу. Самая высшая награда для учителя – видеть горящие глаза детей, ощущать себя значимым человеком в их жизни". Фотограф Анна Бурлакова

Анита Напсо учит малышей в Гизель-Дере, в школе, которую когда-то сама закончила. Нам по секрету сказали другие учителя, что дети её обожают. В этом году у неё первый выпуск. В пятый класс от неё перейдут те, кого она вела с первого по четвертый. 

Анита Ашотовна вспоминает:

Читать далее

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с политикой обработки персональных данных и использованием файлов cookie. Подробнее