23 ноября 2013

Павел Каплевич: или не «Затюканный апостол»

Известный на весь мир театральный кутерье Павел Каплевич начинал путь творчества и славы на подмостках туапсинского народного театра.

Японцы, пораженные его авторскими «живыми» гобеленами, на полном серьезе предлагали ему остаться в стране восходящего солнца. Не остался: «Мне и тут хорошо!» И, в самом деле, Павлу Каплевичу, мега-художнику и продюсеру всегда и везде хорошо, потому что он умеет привнести свои краски в любую картину повседневности. Так было и сорок лет назад, когда в туапсинский народный театр повадился ходить большеглазый и худенький мальчик Паша…

Счастливчик Пашка

– Ах, как жаль, что не сохранились первые картины Паши, его акварели, – вряд ли родная сестра Павла Каплевича, Наталья Михайловна, понимает до конца, что через несколько десятков лет эти работы, возможно, смогут уйти с аукциона за немаленькие денежки. Нет, для нее – это всегда были, есть и будут картины, написанные младшим, горячо любимым братиком. – Там был образ Христа. Очень интересный. Спаситель сидит, подперев голову рукой, задумавшись… А еще – кисть винограда, нарисованная «по мокрому», которую так и хотелось съесть.

А вот, похоже, сам Каплевич нисколько по поводу этой утраты не расстроился – он все время в поиске: то сочетает несочетаемое в своих неповторимых гобеленах, или в костюмах аля-Годуноff. И ему везет! Это ведь подумать только: прийти десятилетним пацаненком в (пусть провинциальный и не профессиональный) театр и так приучить всех к своему присутствию и участию, что ему доверили работу над декорациями. Более того, ему дали роль! Кажется, спектакль «Затюканный апостол» появился в репертуаре туапсинского народного театра специально под Пашу. Потому что ставился он всего-то пару-тройку раз.
Каплевич сыграл свою роль в туапсинском народном театре. А театр сыграл свою роль в жизни Каплевича. Представьте, он проходит все испытания в московском театральном вузе, его принимают, как вдруг выясняется, что абитуриенту всего-то 15 годков! «Вы хотя бы паспорт получите, а потом приезжайте!» – только и сказали мэтры столичной сцены.

Связанное вручную будущее

Страсть к кутюру у Каплевича была с детства. «В кого он стал художником?» – удивляется его сестра Наталья Михайловна. А сама рассказывает, что Паша щеголял в связанных мамиными руками шарфах и свитерах. Причем, мама Анна Павловна брала шерсть в Шаумяне, сама пряла, сама вывязывала узоры. А он покупал на рынке разные краски и красил всю одежду, которая только была в доме. Потом проснулся и талант к шитью: как-то купил куртку, а затем перешил ее, скомбинировав с подстежкой из собачьей шерсти от сестринского плаща. В ней и поехал «покорять» Москву. Покорил. Закончил актерский факультет школы-студии МХАТа.
Позднее, работая в ленинградском ТЮЗ, Павел Каплевич жил на съемной квартире. Этого обаятельного паренька, совсем непохожего на сегодняшнего маэстро Каплевича, хотелось поддержать и обязательно чем-то побаловать. Хозяйка квартиры относилась к нему, как к сыну. И, когда Павел съезжал, подарила на память сшитое собственноручно лоскутное одеяло. Возможно, создавая свои гобелены, Каплевич вспоминал и этот теплый знак внимания.

«Запомни этого мальчика!»

В начале девяностых снимали фильм о Пушкине. На роль солнца русской поэзии пробовался… Дмитрий Харатьян. А на Кюхельбекера – Павел Каплевич. Словом, фильма не получилось, а получилась дружба. Эта дружба с годами только крепнет и подпитывается встречами на туапсинской земле. В «Орленке» Каплевич – частый гость, а Харатьян – председатель жюри в конкурсе кинематографии. «Я здесь получаю неповторимую подпитку творчества!» – как-то признался в одном из интервью Каплевич. Видимо, не только он…

– Как-то сидели мы на мостках туапсинского стадиона – в то время излюбленного места для купания у туапсинцев, – рассказывает Наталья Михайловна Евсеева (Каплевич). – И вдруг Пашка говорит, показывая на своего однокурсника, с которым приехал на отдых, моей подруге: «Посмотри, Зита, на этого мальчика! Когда-нибудь ты будешь гордиться, что сидела рядом с ним, общалась». Этим «мальчиком» был Саша Балуев. С ним мы общаемся и по сей день. Я останавливалась у него дома, когда приезжала в Москву…

А Туапсе запомнил «своего мальчика» – Пашу Каплевича. Теперь знаменитого на весь мир театрального кутюрье, руководителя студии дизайна, художника. И город всегда ждет его и радуется, когда он совсем ненадолго, проездом, возвращается. А что думает об этом сам Каплевич? Мы обязательно спросим у него в очередной приезд.

Наша справка

Каплевич Павел Михайлович. Окончил факультет актерского мастерства школы-студии МХАТ. Специального художественного образования не имеет. Однако в качестве художника работал в разных спектаклях с театрами им. Вахтангова, им. Моссовета, «Современник». Среди наград «Хрустальная роза» (1993г.) и «Золотая Маска» за серию костюмов к спектаклю «Екатерина Великая» (2009г.).
Особую популярность Павлу Каплевичу принесла коллекция костюмов к опере «Борис Годунов». Говорить об уникальных костюмах к опере начали задолго до примьеры. Всего было 960 костюмов. На каждую шубу Бориса Годунова, а их было четыре, пошло по 5000 камней! А Марины Мнишек – до тысячи. А Шапка Мономаха, как высказывались многие, – получилась лучше оригинала. Потом костюмы вошли в выставку «Годуноff» – это около 100 работ, в том числе и выполненные в технологии гобелена или пророщенной ткани. «Пророщенная ткань» – это ноу-хау Каплевича: разные материи сращиваются на молекулярном уровне – кружево сквозь грубую холстину, шелк – сквозь шинельное сукно. Этому искусству даже названия точного никто не может подобрать, сошлись больше на сходстве с итальянским арацци (венецианский гобелен). Вот что по этому поводу сказала на одной из выставок Каплевича актриса Юлия Рутберг: «Пашины костюмы не просто помогают, но иногда даже формируют образ. Это – совмещение живописи, гобелена, костюма, пророщенной ткани».

12 апреля 2024

Спасать людей после ДТП в Туапсинском районе бросилась случайно оказавшаяся рядом фельдшер

Ольга Раганян, 23-летняя сотрудница туапсинской Станции скорой помощи, на своей машине ехала по трассе Туапсе-Майкоп, где возле хутора Греческий столкнулись автобус и две легковушки.

«Я утром ехала на своей машине домой после смены, - говорит Ольга Вячеславовна. – И вдруг впереди произошла эта авария. Я сразу же направилась к людям, вдруг есть пострадавшие.

В автобусе пострадавшими оказались женщина и мужчина, нашлась аптечка в автобусе и вторая – в легковом автомобиле, где пострадал водитель. Я сделала перевязки, старалась поддержать пострадавших в этой стрессовой ситуации.

Читать далее
9 апреля 2024

Как в Туапсинском районе на след убийцы вывел череп

Под руководством Александра Логвина туапсинский Отдел милиции раскрывал до 300 уголовных дел
в год.

"В Агое в реке всплыл человеческий череп, в полицию сообщили местные жители, – вспоминает спустя почти сорок лет полковник милиции в отставке Александр Логвин.

– На место выехала группа криминалистов. Сначала выдвинули версию, что осадками подмыло одно из кладбищенских захоронений. Однако, детально осмотрев находку, наш эксперт заметил на костях черепа следы свинца. Кладбищенская версия рухнула, мы поняли, что имеем дело с убийством.

Читать далее
13 марта 2024

Марет Чачух научилась говорить по-русски в школе, а сегодня она – учительница адыгейского языка

На ее уроках ученики сош № 12 села Георгиевского познают не только письменную и устную речь своих предков, но и основы традиций, быта, причем, учат родной язык не только по учебникам, но и через танец.

«Очень люблю танцевать, - признается Марет Чачух. – В танце можно сказать все без слов. С танца началась моя работа педагога: учила молодежь Цыпки, где живу с 5 лет, как чувствовать ритм, как правильно двигаться. У некоторых плохо получалось, приходилось из двенадцати танцевальных частей делать только шесть.

Потом поняла: пока сердцем не почувствуют, пока душа не затанцует, так и будет. Ведь что получается? Раньше танец был обязательным на общих и семейных праздниках, танцевали родители, танцевали дедушки и бабушки. Танец для всех был частью жизни. Вот также и с родным языком.

Читать далее
8 марта 2024

Русская матушка

Ирина – жена священника отца Павла, мать троих детей, дипломированный врач. И хотя Международный женский день далекий от церкви праздник – отец Павел обязательно дарит матушке Ирине какой-нибудь милый подарок. Православным не возбраняется проявлять любовь и заботу в любобое время. Так что светское 8 Марта, славящее материнство и женственность, отмечают даже глубоко верующие люди.

Семья Чергинец приехала в Туапсинский район из зоны СВО, из Херсонской области, в ноябре 2022 года. Проводилась эвакуация мирного населения от украинских обстрелов. Прибыли в пункт временного размещения в Небуге, где до сих пор зарегистрированы. 

Павел и Ирина 13 лет вместе. Старшей дочке Марии 11 лет, сыну Ивану 7 лет, а младшей Анастасии 5 лет. Матушка занимается домом, детьми и помогает мужу во всем. Руководит сейчас церковным хором в храме при туапсинском роддоме. Детей, кстати, взяли в музыкальную школу. Ивана – на хоровое отделение, а Машу – на фортепиано. 

Читать далее
23 февраля 2024

Отец «Жеглова»

Юрий Козленко – учитель в туапсинской школе No2. Не все знают: на его счету 156 боевых операций во второй чеченской кампании. Он дважды ранен, дважды контужен. Служил в ФСБ, награжден как за боевые заслуги, так и за борьбу с религиозным экстремизмом, экономической преступностью.

Юрий Козленко воспитал сына, который поднял русское знамя на здании администрации Херсона. Позывной сына – «Жеглов». Мы писали о нём. Поговорили с Юрием Козленко о семейных ценностях, деятельной любви к России военной службе

– У вас столько боевых наград... Просто удивляешьсякакоткуда?

Читать далее