9 мая 2021

В канун 9 мая туапсинская семья передала письма с фронта в музей

Фронтовые треугольники 80 лет хранились в туапсинской семье

«До ухода  на фронт мой дядя, шофер Андрей Татульян уже успел отслужить два года срочной службы в армии.  В семье было двенадцать детей, Андрей был одним из старших — 1912 года рождения. Cвои письма он всегда начинал так: «Здравствуйте, многоуважаемые  мамаша, папаша и сестры» — и дальше  как в «Белом солнце пустыни» — «Я жив, здоров, чего и вам желаю», — рассказывает племянница Светлана Савченко, дочь одной из младших сестер — Валентины.

Он писалчасто. И ждал писем от них. «Пишу вам третье письмо, ответа нет, чем объяснить, не знаю» И к конце — «Пишите почаще!»

Или вот: «Мамаша, я жив, здоров, чего и вам желаю. С апреля месяца не получил от вас ни единого письма и не знаю, как вы живете, как ваше стариковское самочувствие. Чувствую, что вам тяжело, но что поделаешь: война! После, если живы останемся, будем жить и жить, хоть не умирай вообще!»

А им в вправду было нелегко. Туапсе бомбили, карточки у иждивенцев — мизерные.

 «Когда я разбирал письма, читал внимательно, сделал  несколько интересных открытий, -рассказывает Владимир Брок, хранитель музея порта, куда передали письма, —   Татульян  пишет, что «снова женился». Ничего не понимаю. Родственники говорили, что он не был женат, и детей у него не было. Как в другом письме, где он пишет об очередном ранении и что скоро выписывается из госпиталя, снова об этом: «Я уже четыре раза женился». И тут до меня дошло! На фронтовом  сленге «пожениться» -означает — ранение! Пожениться с пулей — иными словами.

«Если вы спрашиваете меня о моем здоровье — пока я чувствую себя отлично, сил хватает. Хотя мне пришлось 4 раза жениться. Сейчас живу с четвертой женой — нахожусь в госпитале. Думаю в марте дать ей развод, хватит с ней мучиться. Явлюсь со свежей силою на фронт». Такой вот фронтовой юмор.

Последнее письмо семья получила датированным 24 июля 1944 года. Оно пришло  из незнакомых литовских земель. Андрей так и написал: «Дорогие сестры, сообщаю, что я жив-здоров, нахожусь на фронте в чужой стране. Успешно гоним врага и будем добиваться его полного уничтожения в собственной берлоге.»

Ему в диковинку все на литовской земле -другие люди, другое ведение хозяйства, другие дома, хутора. Хозяйский глаз подмечает многое.  «Если хотите узнать, как здесь люди живут, могу рассказать, — пишет Андрей, — В основном занимаются сельским хозяйством, живут разбросано. Темный народ, неграмотный. Только знают пахать, сеять, убирать вручную. Тракторов и машин не видели. Есть богатые помещики, которые имеют по 100 гектаров земли и скотины много.»

Очередное письмо с фронта пришло очень быстро и  написано оно было другим почерком. «Привет с фронта родителям Татульяна Андрея от бойца, находившегося вместе с ним. Я пишу вам письмо не очень хорошее. Но все-таки я решил сообщить вам, папе и маме Андрея, ваш сын погиб от немецкого зверя. Папа и мама, вы об нем теперь не расстраивайтесь и не вопите. Все равно слезами не возместишь. Конечно, я сам знаю, как вам будет тяжело перенести это. Папа и мама, вы об нем не беспокойтесь. Он похоронен очень хорошо. Вокруг него цветы растут и расти будут.

Мать и  сестра Валентина  несколько десятилетий искали могилу сына и брата. Из  министерства ответили о месте захоронения уже в 1980-м году, когда родителей Андрея не было в живых. Валя с сестрой и сыном поехали в Литву, в село Дзибы Подубиси, чтобы привезти на могилу Андрея горсть родной земли. Тогда там стоял на братской могиле большой  памятник солдату-освободителю, и имя  Андрея Татульяна было  написано среди других его товарищей, погибших в том бою.

До самой своей смерти моя мама, его сестра Валентина, в день гибели брата собирала в его доме родню, — рассказывает Светлана Савченко, дочь Валентины. — Пекла поминальные пирожки, кто мог, приезжал. Она доставала эти фронтовые письма -с каждым годом они становились все более ветхими и пожелтевшими -и читала эти письма вслух. Все все, до самого того, последнего. За эти годы она выучила их наизусть.

15 апреля 2025

Григорий Щедрин — капитан счастливой «эски»

Он заставлял фашистов дрожать от страха, а его подлодку С-56 прозвали привидением за неуловимость. Туапсинец Григорий Щедрин, сын казаков и герой морей, прошёл через девять морей и три океана, чтобы вписать своё имя в историю Великой Отечественной войны. Как простой паренёк из Небуга стал вице-адмиралом и легендой родного города?

Вице-адмирал в отставке Герой Советского Союза Григорий Щедрин с внуком. Фото сделано в 1975 году фотографом А. Каневским / РИА Новости

Подводная лодка С-56, которой командовал Григорий Щедрин, в годы Великой Отечественной войны была самой результативной субмариной, вселяющей ужас в фашистов. С-56 совершила восемь походов, потопила дюжину судов, повредила четыре немецких корабля. Более трёх тысяч глубинных бомб враг сбросил, пытаясь ликвидировать С-56, но тщетно. Эту советскую лодку немцы называли привидением — семнадцать раз фашисты торжественно заявляли, что лодка и прославленный экипаж Щедрина погибли, но она снова появлялась в самые неожиданные для неприятеля моменты и атаковала его. Её командир, туапсинец Григорий Щедрин, 5 ноября 1944 года получил звание Героя Советского Союза.

Именем вице-адмирала Григория Щедрина названа одна из городских улиц и школа № 5, в которой когда-то учился командир подлодки С-56. А в туапсинском музее им. Н. Полетаева выставлен письменный стол, за которым работал Григорий Щедрин — почётный гражданин города Туапсе, в котором и сегодня живут его родные.

Читать далее
11 апреля 2025

Егерь

«Егерь» — таков позывной нашего земляка Артёма. В 2023 году он подписал контракт и отправился на фронт. В редакцию пришёл с сыном Матвеем. Мальчишке одиннадцать лет, но он провёл с нами всё интервью — а это не один час. Не всё сказанное подходило для детских ушей, но Артём предупредил: «Он уже взрослый, пусть знает. Тем более ничего секретного я не раскрою. На фронте остались ребята, и лишняя информация может им навредить»

На фронт попал через „Ахмат“. Уехал в Чечню, прошёл подготовку. Через месяц оказался в Луганской области, в штурмовом подразделении.

„Хохол“ — позывной командира. Говорят, кто-то из родственников родом с Украины — отсюда и прозвище. (От редакции: „Хохол“ стал легендой на фронте. О нём и его бойцах рассказывал в соцсетях глава Чечни Рамзан Кадыров, назвав их „настоящим кошмаром для украинских националистов“.)

Читать далее
8 марта 2025

Цветы для классной

Первая учительница, как вторая мама. Это не пустые слова — так и есть. Поэтому первые цветы в нашей жизни мы дарим матери, а вторые — несём самому важному для нас человеку в школе. Традиция, укоренившаяся с советских времён. Благо есть кому и ради кого её продолжать.

Анита Напсо: «Я люблю свою работу. Самая высшая награда для учителя – видеть горящие глаза детей, ощущать себя значимым человеком в их жизни". Фотограф Анна Бурлакова

Анита Напсо учит малышей в Гизель-Дере, в школе, которую когда-то сама закончила. Нам по секрету сказали другие учителя, что дети её обожают. В этом году у неё первый выпуск. В пятый класс от неё перейдут те, кого она вела с первого по четвертый. 

Анита Ашотовна вспоминает:

Читать далее
2 марта 2025

Если надо, снова пойду на фронт. История отца-одиночки, защищавшего Родину

Максим Кравченко вдовец уже шесть лет. Жена умерла от тяжелого заболевания. На нем осталось двое детей. Максим стал добровольцем в августе 2024 года

Максим Кравченко, на СВО пошел ради Родины и детей. Фотограф: Андрей Смеюха | "Туапсинские вести"

Максим отец-одиночка. Дочь Виктория закончила в Петербурге технологический университет. Сын Никита учится (на отлично) в 11 классе. Собирается в вуз, получить профессию, связанную с компьютерными технологиями.

– Почему вы решили пойти на СВО? Как дети к этому отнеслись?

Читать далее
20 декабря 2024

Турецкие фуры в Туапсе: вода – йок, туалет – йок

Туапсинский район заполонили турецкие фуры. Они стоят и ползут повсюду – в городе, на обочинах федеральной трассы. Их сотни, а кажется, что уже и за тысячу.

Обычно турецкие фуры возвращаются из России домой через Грузию. Но КПП «Верхний Ларс» был закрыт из-за снегопада, там скопились тысячи фур. Часть из них (у кого совсем горят сроки) их хозяева пообещали перевезти паромом из Туапсе. Они приехали, но шторм нарушил планы.

Сегодня почти полный штиль, но мы решили узнать, как долго турецкие фуры пробудут у нас, как выживали водители-иностранцы в такой ситуации. 

Читать далее